Пятница, 19.04.2024, 13:25
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Сентябрь » 5 » Выступление на педсовете в гимназии"№ 1409 «Доверие москвичей системе образования города» от 28.08.14
08:29
Выступление на педсовете в гимназии"№ 1409 «Доверие москвичей системе образования города» от 28.08.14

     Тема: «Инновационные подходы в дошкольном образовании».

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Оно по-прежнему остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, которые вступили в действие с 1 января 2014 г прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

На качество дошкольного образования влияет использование различных инновационных технологий: здоровьесберегающих; личностно-ориентированнных; ИКТ-технологий, экспериментальной и проектной деятельности.

Наиболее эффективной формой организации воспитательно-образовательного процесса в Дошкольном отделении мы считаем проектную деятельность.

Организация проектной деятельности помогает нам учесть принципы дошкольного образования, которые заложены в Стандартах:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьёй;

- формирование познавательных интересов.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава­тельных навыков детей, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, ориентироваться в инфор­мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В качестве примера организации проектной деятельности хочу предложить вашему вниманию проект «Зимние Олимпийские игры-2014», целью которого являлось формирование  у дошкольников   начальных   представлений   об Олимпийских   играх, закрепление знаний и символах и ритуалах спортивного соревнования, воспитание гордости за свою Родину и свои достижения.Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Выбранная тема «проецировалась»  на все  образовательные области, через различные виды детской деятельности.  То есть происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных образовательных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. На протяжении проекта наши дети участвовали в спортивных развлечениях вместе с родителями, рассказывали о талисманах, рисовали, лепили, создавали коллективные работы, делали поделки.Успешно прошли открытые мероприятия для педагогов, фотоконкурсы, выставки поделок, конкурс стенгазет. С участием родителей нашей воспитанницы Никольской Дарьи  был создан мини-музей, посвященный зимним Олимпийским играм.

Наш проект участвовал во Всероссийском конкурсе «Олимпийские огоньки» при поддержке журнала «Обруч» в нескольких номинациях и стал победителем.

Разработка проекта опубликована в электронном сборнике №2, 2014 методических материалов «Дошкольное образование: развивающее и развивающееся» при поддержке ФГАУ «ФИРО» и журнала «Обруч».

Я рада предоставить Вашему вниманию еще один проект 2-й младшей группы «Дорогу утятам!» из цикла «Достопримечательности Москвы». Целью этого проекта было ознакомление с необычными памятниками Москвы. Наши малыши узнали, что недалеко от Новодевичьего монастыря есть памятник «Дорогу утятам!», скульптор Нэнси Шен, персонажами которого стали герои американской сказки Роберт Макклоски,  аналог которого есть в Бостоне. Мы с детьми прочитали сказку, инсценировали, узнали о жизни утиного семейства, и решили продолжить сказку в виде проекта-макета. Он состоит из 4-х частей (птичий двор,  пруд, Новодевичий монастырь, достопримечательности Москвы) и может служить в качестве игрового пособия. В проекте активно участвовала семья Тотикова Саввы. Наряду со старшими дошкольниками мои малыши  приняли участие в защите проектов на Фестивале конструирования в ДО вместе с семьей Гильц Сергея.

Следующий проект «СКАЗКА К НАМ ПРИХОДИТ» -  творческий межгрупповой, в нем участвовали воспитанники двух младших групп. Целью которого стало создание уютного Книжного уголка и воспитание любви к чтению. Наши дети читали потешки, стихи, сказки; путешествовали вместе с персонажами сказок. В итоге состоялось открытие Книжкиного Теремка, а дети придумали свою сказку, нарисовали ее, изготовили книги-самоделки, которые  подарили персонажам сказки «Заюшкина избушка».

В настоящее время наш проект участвует в конкурсе – Фестивале педагогических идей от Издательского Дома «Первое сентября».

У нас много творческих проектов по изготовлению цветов. Они также стали победителями во Всероссийском конкурсе «Разноцветие» журнала «Обруч» и опубликованы на DVD-диске от издательства «Линка-Пресс».

И еще один детско-родительский проект «Детский сад будущего» является участником Всероссийского конкурса «Что нам дом построить» и будет опубликован в журнале «Творчество в детском саду», редактор которого Соломенникова Ольга Анатольевна.

Наши зимние  проекты опубликованы на DVD-диске  издательства «Линка-Пресс», который называется «Времена года: зима». Это проекты: «Здравствуй, зима!»,Неделя Книги, Новогодние плакаты, проект снежных построек «Царство Зимушки - зимы».

Наш новый проект «УЧИМСЯ, ИГРАЯ!» с использованием музыкальной азбуки и говорящей ручки «Знаток» участвует во Всероссийском  конкурсе «1000+1 идея со ЗНАТОКОМ».

Долгосрочный проект «ОТ КЛЯКСЫ К ТВОРЧЕСТВУ» подразумевает использование нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов для педагогов и родителей.

Проект «Эбру - рисование на воде» в стадии дальнейшего развития. Методика и результаты напечатаны в журнале «Обруч», №4, 2014.

Воспитанники всех групп дошкольного отделения принимают активное участие в проектной деятельности совместно с родителями.

Мы участвовали в окружном конкурсе творческо-исследовательских проектов «Маленький исследователь-2014» и Фестивале «Узнайки и Умейки» в рамках Дня науки.

Педагоги нашего Дошкольного отделения являются слушателями мероприятий Всероссийского и международного масштаба (1 съезд ДО, Международная научная конференция, Педагогический марафон, различные фестивали…), где предоставляется возможность ознакомиться с новыми информационными технологиями, перенять опыт педагогов других образовательных комплексов Москвы или регионов России.

Также мы участвуем в работе городской стажировочной площадки «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы», на базе которой прошло много интересных открытых мероприятий, в том числе, и по проектной деятельности.

Мы участвуем в городских обучающих семинарах при поддержке ФГАУ «ФИРО» и журнала «Обруч», где знакомимся с передовым опытом российских педагогов, в том числе с работой международного проекта ОМЕП «Равенство для устойчивого развития, один из руководителей которого Рыжова Наталья Александровна, и даже выдвигали свой проект в номинации «Мы такие разные: но мы вместе!».

Работу в этом направлении мы планируем продолжать в дальнейшем, т.к  считаем, что ее эффективность подразумевает использование различных инновационных подходов, повышение педагогической компетентности воспитателей, специалистов Дошкольного отделения.

Проектная деятельность способствует индивидуализации образования: позволяет найти подход к каждому ребенку, выявить его таланты и способности, осуществить тесное сотрудничество всех педагогов, специалистов, родителей, реализовать преемственность дошкольного и начального звена общего образования. 

Просмотров: 475 | Добавил: irinavl | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: