Четверг, 28.03.2024, 14:26
Приветствую Вас, Гость


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Откуда пришла Баба-Яга?



Во многих русских сказках присутствует эта странная горбатая старушка, летающая в ступе и зачем-то помелом след заметающая. Однако за её безобразной внешностью, злобой и коварством нет-нет, да и проглянут совершенно другие черты, неприсущие отрицательному персонажу. Объяснить это можно одним: образ Бабы-яги — составной. 

Исследователь русского фольклора А. Подъяпольский находит Бабу-ягу в Индии. Для объяснения столь неожиданного места её обитания он, прежде всего, рассматривает особенности избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные российские зимы. Высоко поднятый над землёй дощатый пол не защитит дом от морозов. Как ни протапливай печь, всё равно холодные ветра выстудят всё тепло. Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: тёплого и сырого. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет зата$IMAGEпливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут докучать ядовитые змеи. Да и сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате дольше, чем стоящий на земле.

Обращает внимание исследователь и на то, что в сказках к Бабе-яге часто приходят за советом, и она никогда не отказывает в нём, даже если прохожий ей совершенно незнаком. «А к кому незнакомые люди ходят за советом? — спрашивает А. Подъяпольский. — Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу». Если действие происходит в Индии, то таких наставников уважительно называют «баба», а наиболее разработанным философским учением была йога. И вот сегодня мы произносим «баба-яга», хотя, по мнению А. Подъяпольского, нужно говорить «баба-йога», что означает на санскрите учитель-йог.

ЛЮДОЕДКА ИЗ АФРИКИ 


А вот что думает о происхождении Бабы-яги писатель Г. Климов. В своей книге «Имя моё — легион», изданной практически во всех европейских странах и сразу же ставшей бестселлером, он мимоходом касается и происхождения этой русской старушки.

Оказывается, Баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а... в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов ягга. Поэтому её стали называть королева Ягга. Позже уже у нас на родине она превратилась в людоедку Баба-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестрёнке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение «Баба-яга — костяная нога».

Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ её прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской Бабе-яге.

РАЗРЕШИТЕ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ




По мнению учёного Ю. Росциуса, доказательством прилёта на Землю в далёком прошлом космических кораблей являются сказки о Бабе-яге.

Начнём со ступы, на которой летает эта старушка. Обычная ступа — деревянная. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Такое сходство усиливается составом материала, из которого сделана ступа у Бабы-яги — она металлическая. Полёт Бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полёта ракет и мощных реактивных самолётов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, — которые выворачивало, которые ломало».

Находит своё место в объяснении учёного и пест, которым погоняют ступу, и помело, заметающее след. Они вызывают ассоциации, связанные с работой реактивных двигателей. Удары пестом о металлический корпус ступы порождали грохот, аналогичный тому, от которого сегодня страдают люди, живущие вблизи крупных аэродромов. Подтверждением передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла в руках Бабы-яги. За ступой, как за реактивным самолётом, оставался постепенно рассеивающийся белый след — «как будто его на небе метлой заметали».

Во всех сказках жилище Бабы-яги описывается одинаково: «Стоит избушка на курьих ножках», «У этой избушки нет ни окон, ни дверей», «Лежит в ней Баба-яга, из угла в угол ноги упёрла».

Корабль, преодолевающий межзвёздное пространство, должен иметь весьма приличные габариты и сверхмощные двигатели. Для посадки на обитаемую планету он явно не годится. Мудрость китайских учений поможет привлечь фэн шуй любовь, доступноЗдесь куда более удобны небольшие, но весьма маневренные металлические аппараты, размером с последние ступени наших космических ракет. Именно такой вариант сочетания межзвёздных и планетных кораблей предлагает известный польский писатель Станислав Лем в своей фантастической повести «Магелланово облако». Тогда легко объяснить и тесноту избушки, и отсутствие в ней привычных окон и дверей, и курьи ножки. В них угадывается ажурное взлётно-посадочное устройство.

Прилетев на неизвестную планету, пришельцы из других звёздных систем должны были заботиться о своей безопасности. Проще всего это было сделать, окружив летательный аппарат приспособлениями, автоматически включающими освещение при приближении любых крупных живых существ. Поэтому избушку-планетолёт окружает забор, на котором торчат черепа людские с глазами.
«Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днём». Это описание жилища Бабы-яги из сказки «Василиса Премудрая». В одном из вариантов сказки рассказывается о том, для чего ещё могут служить черепа, охраняющие избушку. Василиса приходит к Бабе-яге за огнём. Та даёт ей череп с огненными глазами.

Василиса возвращается домой. И здесь происходит невероятное, с точки зрения людей, живших много веков назад, глаза черепа разгораются ярким светом, из них выходят жгучие лучи, которые превращают злую мачеху и её дочерей в пепел. Нашему современнику нечего и объяснять, что девушка получила в дар от пришельца из космоса лазерное оружие, неумелое обращение с которым привело к трагедии. Кстати, череп — это не только вместилище мозгов. Раньше это слово означало скорлупу или тонкую крепкую оболочку какого-нибудь округлого предмета.


ИНОПЛАНЕТНЫЙ КИНДНЕППИНГ 


Вполне объясним и пугающий облик Бабы-яги. Это разумное существо прилетело с другой звезды, и трудно предположить, что голова, тело и конечности его будут схожи с человеческими. Поэтому нос у Бабы-яги слишком длинен, во лбу торчат рога, ножки тонкие, а на спине горб.

Теперь рассмотрим, как описывается в сказках контакт Бабы-яги с людьми. Здесь чётко можно выделить два весьма отличающихся друг от друга типа контактов.
Несмотря на устрашающий вид, к Бабе-яге часто обращаются за помощью. Это свидетельствует о том, что пришельцы довольно мирно уживались с землянами и старались помогать им. Например, могли дать самодвижущееся средство, указывающее дорогу, — клубок. О таком техническом приспособлении, работающем за счёт информации, получаемой с ИСЗ, и легко устанавливающемся на автомобиле, сегодня пишут не фантасты, а инженеры.

Культурное влияние одной расы на другую гораздо быстрее идёт непосредственно через детей. Наверное, поэтому в сказах часто фигурирует второй тип контакта — похищение ребёнка, причём, как правило, мальчика. Это легко объясняется социальным различием функций мужчин и женщин. На первых лежало развитие технических средств, руководство отдельными группами людей, на вторых — рождение детей и уход за ними.


Во многих русских сказках присутствует эта странная горбатая старушка, летающая в ступе и зачем-то помелом след заметающая. Однако за её безобразной внешностью, злобой и коварством нет-нет, да и проглянут совершенно другие черты, неприсущие отрицательному персонажу. Объяснить это можно одним: образ Бабы-яги — составной.
Исследователь русского фольклора А. Подъяпольский находит Бабу-ягу в Индии. Для объяснения столь неожиданного места её обитания он, прежде всего, рассматривает особенности избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные российские зимы. Высоко поднятый над землёй дощатый пол не защитит дом от морозов. Как ни протапливай печь, всё равно холодные ветра выстудят всё тепло. Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: тёплого и сырого. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет зата$IMAGEпливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут докучать ядовитые змеи. Да и сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате дольше, чем стоящий на земле.

Обращает внимание исследователь и на то, что в сказках к Бабе-яге часто приходят за советом, и она никогда не отказывает в нём, даже если прохожий ей совершенно незнаком. «А к кому незнакомые люди ходят за советом? — спрашивает А. Подъяпольский. — Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу». Если действие происходит в Индии, то таких наставников уважительно называют «баба», а наиболее разработанным философским учением была йога. И вот сегодня мы произносим «баба-яга», хотя, по мнению А. Подъяпольского, нужно говорить «баба-йога», что означает на санскрите учитель-йог.