Вторник, 17.09.2019, 00:23
Приветствую Вас, Гость

 

 

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ  (перейти по ссылке)   

 

Большому кораблю большое плаванье, или Как подготовиться к первому рабочему дню

 

 
        Первый рабочий день... Я помню, что очень боялась растерять детей. Мне их доверили родители, малышей много, а я одна. Страшно... Из головы вылетели все знания, полученные в институте. С чего начать? По прошествии нескольких лет я понимаю, что просто нужно было заранее подготовиться. Но что конкретно делать? В данной статье я постаралась отразить свой опыт и предлагаю план подготовки к первому рабочему дню. Надеюсь, он поможет молодым воспитателям не растеряться в первый день и сделать его более продуктивным.

        Первое: предупреждён – значит, вооружён. Если есть возможность, пообщайтесь с опытным педагогом. Обсудите с ним соблюдение распорядка дня: прием детей, организация питания, занятия, прогулка (одевание), сон, поддержание порядка в группе; узнайте, к чему привыкли детки. Знание распорядка дня и точное его соблюдение придавало мне уверенности.

        Второе: старайтесь говорить с детьми чётко, хорошо поставленным голосом. Слушая чёткие указания, дети забывали о шалостях и послушно выполняли мои требования. Я строила фразы в позитивном ключе, избегая отрицательных частиц. Например, малыш пошёл к качелям, которые могут его ударить. Можно крикнуть ребёнку: «Не ходи туда!», но лучше сказать: «Стой!», так как частицу «не» ребёнок зачастую не воспринимает. Уверенность в себе и в том, что делаешь, помогает формированию авторитета. А завоёвывать авторитет у малышей нужно с первого дня знакомства.
Третье: подготовьте игры на знакомство, с которыми вы придете в группу, – малыши лучше слушают и выполняют указания воспитателя в игре. Кроме того, игры помогут создать доверительную атмосферу в группе.
        Чтобы собрать детей младшей группы вокруг себя, привлекайте их внимание необычными звуками – для этого можно использовать колокольчик, бубен, погремушку; можно приговаривать слова: «Колокольчик поёт, всех друзей играть зовёт»; можно использовать веревочку, чтобы собрать детей. Каждый ребёнок берётся за верёвочку и вся группа змейкой следует за воспитателем. Также можно выстроиться паровозиком: каждый малыш кладёт руки на плечи впередистоящего товарища – это удобнее всего для передвижения.

       
Игра «Найди себе друга». Каждый ребёнок выбирает себе игрушку. Воспитатель тоже находит себе игрушку-помощника, и вся группа садится в круг. Начинает воспитатель и от имени игрушки рассказывает про себя. Например: «Я зайка, со мной дружит воспитатель. Её зовут Наталья Петровна, она любит животных, любит играть в разные игры». Затем каждый малыш рассказывает про себя.

       
Игра «Раздувайся пузырь». Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расставленные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все тебя слышали!» Ребёнок называет своё имя. Взрослый ласково повторяет его, берёт малыша за руку, подходит вместе с ним к следующему ребёнку и спрашивает, как его зовут. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала собираются дети, которые хотят включиться в игру, стеснительных детей стоит приглашать последними. Если кто-нибудь всё же отказывается играть, не следует настаивать. Постепенно, наблюдая за игрой, он захочет быть в коллективе.
        Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берёт за руку ребёнка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок!» Вместе дети становятся тесным кругом и, двигаясь, начинают «раздувать пузырь», а воспитатель произносит следующие слова:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Воспитатель произносит «хлоп!», и дети разбегаются в разные стороны. Воспитатель при этом говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели…»

       
Игра «Карусели». Воспитатель выбирает малыша и вместе с ним по очереди подходит к каждому из детей, называет его по имени и спрашивает: «Саша, будешь с нами играть? Тогда давай руку!» В результате дети, держась за руки, образуют круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, – говорит воспитатель. – Повторяйте за мной слова и двигайтесь по кругу». Воспитатель говорит слова:
Еле-еле-еле-еле,
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Игра заканчивается тем, что дети разбегаются.
Четвёртое: хорошо изучите методический материал, который есть в группе и который поможет занять малышей в свободное время. В моей группе дети с нетерпением ждали, когда я вынесу новую настольную игру и познакомлю их с ней.
 
 

Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт, или Первый рабочий день
 
 
       Вот и наступил первый рабочий день. Опрятная удобная одежда, аккуратно прибранные волосы, утренняя чашка хорошего настроения – и можно идти в новый день.

       Встречаю детей. Волнительный момент. Первое общение с детьми и родителями. Самое сложное – наладить контакт с детьми, которые приходят в детский сад первый раз. Крики, плач, слёзы и истерики. Я полагаю, что дети плачут, так как им сложно приспособиться к новой обстановке. Им не плохо в детском саду – просто тяжело расставаться с родителями и кажется, что мама никогда не придёт. Это нужно объяснить родителям. 

       Одна девочка (2 года 3 месяца) с удовольствием приходила в детский сад, но через полчаса начинала капризничать, ходила по группе и хныкала: «Где мама?» Повторяла она эти слова много раз. Помогало лишь объяснение, что мама на работе и скоро приедёт. Через пару дней этот ответ перестал её удовлетворять, она начала устраивать истерики, и, когда её пытались успокоить, расстраивалась ещё больше. Спасение пришло неожиданно – я спросила её: «Где же твоя мама?» Девочка задумалась, успокоилась и, отвечая себе на э
тот вопрос сама, забыла, что плакала. К этому приёму я прибегала несколько раз. Прошло время, и капризы закончились, девочка поняла, что мама всегда приходит.

       Бывают ситуации, когда адаптироваться малышам помогают какие-нибудь сюрпризы, заранее подготовленные родителями. Это могут быть небольшие игрушки, картинки, которые ребёнок получает, приходя в сад.

       Группа в сборе. Каждый из детей ищет себе занятие. Кто-то уже играет, а кто-то растерялся и стоит в сторонке. Можно предложить ребёнку поиграть с вами вместе, но, если он отказывается, не стоит его заставлять – некоторым требуется время, чтобы включиться в общее дело.

       С первых дней работы воспитателю необходимо завоёвывать авторитет у малышей. Для этого важно сформулировать и озвучить детям правила существования в группе. Я установила следующие правила:
поиграл – поставь игрушку на место. У каждой вещи – свой домик;
если хочешь взять игрушку другого ребёнка, спроси.

       У меня в группе была девочка Оля, которая капризничала, как все думали, без повода. Однажды я увидела такую картину. Света ездит на машине, а Оля бегает за ней и хнычет. «Что случилось?» – спросила я. Оля не смогла ничего ответить. А Света объяснила, что в машине лежит Олина игрушка. Света подъехала к Оле и сказала: «Попроси у меня, и я дам». А она не знает как. Я предложила Оле повторять за мной: «Света, дай мне, пожалуйста, игрушку». С моей помощью Оля получила то, что хотела и в следующий раз справилась с подобной ситуацией самостоятельно. Капризы прекратились.

       День прошёл, за детьми приходят родители. Мой методист дала мне очень важный совет: провожая детей домой, обращай особое внимание на внешний вид ребёнка. Если ребёнок опрятен, то родители спокойны за нёго и больше доверяют воспитателю. Кроме того, я всегда старалась каждому родителю уделить пару минут, чтобы рассказать, как прошёл день, и всегда заканчивала разговор, описывая достижения малыша. Это очень важно и способствует формированию авторитета воспитателя у родителей.
 
Давайте жить дружно, или Как найти общий язык с родителями
 
 
        До работы в детском саду я совсем не задумывалась о том, как буду общаться с родителями малышей. В институте нам рассказывали об этом, но тогда эта тема не казалась мне важной. Уже с опытом я поняла, что большая часть моей работы – это именно взаимоотношения с родителями. Конечно, можно свести общение к минимуму – просто принять ребенка утром и отдать вечером. Но без взаимодействия с родителями сделать воспитательный процесс гармоничным невозможно.

       Я думала, что наладить контакт с родителями очень сложно. Больше всего я боялась не упасть лицом в грязь. Как показать, что ты – специалист, что готова сотрудничать? Мне было сложно поверить в свои силы – в то, что я, такая молоденькая, смогу чему-то научить взрослых, состоявшихся людей, в чём-то помочь им. Но, преодолевая страх, я старалась проявлять инициативу в разговоре. Я поняла, что общение будет успешным, если оно основано на общих и значимых для обеих сторон интересах, если общения взаимно обогатит каждую из них, поняла, что родители – это союзники, а не враги.

       Родители были разные. Кто-то сразу был готов сотрудничать, видел во мне специалиста, и наше общение было продуктивным. Но встречались и такие, которым приходилось доказывать, что я чего-то стою и могу дать дельный совет. При общении с такими родителями было очень тяжело, но всегда меня выручала уверенность в моих знаниях, а также научная информация, с помощью которой я подтверждала свои слова.

       Однажды папа одного мальчика заявил, что сам в три года решал уравнения и хочет, чтобы его сын тоже этому научился. На мой вопрос: «А зачем это нужно трехлетнему ребенку?», он ничего не ответил. Я подготовила материал по возрастным особенностям трехлетних детей, поговорила с отцом, он понял меня и признал мою правоту.

       Нужно обязательно объяснить родителям (хотя порой это трудно), что читать и писать малышам ещё рано, что главная задача дошкольного воспитания – развитие мышления, мелкой моторики, общая физическая подготовка, знакомство с окружающим миром. Общее развитие – залог успешной учёбы в школе.

      Первое время меня очень удивляло, что дети совершенно по-разному ведут себя в течение дня в саду и при родителях. Иногда было сложно доказать родителям, что без них малыши совсем другие. Обычно при родителях они непослушны и отказываются что-либо делать самостоятельно, хотя давно в саду делают всё сами. Но если рассказывать родителям при малышах об их успехах в самообслуживании, то в большинстве своём дети стараются проявить самостоятельность. Поэтому я старалась каждый день пару минут уделять каждому взрослому и сообщать об успехах ребёнка. Постепенно дети и сами начинали рассказывать о том, чему научились.

       Продуктивное общение с родителями, настрой на хороший результат, уверенность в себе и своих знаниях – всё это помогло мне преодолеть опасения и создать благоприятную атмосферу в группе.

                                                                          "Праздник к нам приходит"

Организация праздника – процесс хлопотный, но при этом увлекательный и интересный. Проведение детского праздника можно условно разделить на несколько этапов.

Подготовка. Подготовка к празднику начинается задолго до его проведения. В первую очередь я рассказываю детям о самом празднике, для кого он организуется и зачем к нему нужно готовиться. Дети любят петь и танцевать, но не все могут выступать на публике. Чтобы помочь стеснительным детям, я устраивала в группе небольшие выступлении-репетиции, на которых зрителями были сами дети. В такой ситуации каждый ребёнок мог почувствовать себя и зрителем, и артистом. Следующий этап – разучивание стихотворений и сценок. Лучше всего повторять стихи и сценки один раз в день. Если делать это чаще, дети начинают капризничать, так как им надоедает повторять одно и то же много раз. Также можно подключить родителей и попросить повторять стихи дома. Я раздавала мамам и папам листочки со стихотворениями, чтобы они могли разучивать их с детьми в выходные.

Проведение праздника. Стихи выучены, сценки, танцы и песни отрепетированы. Все ребята – в праздничной одежде, волнуются перед выходом на «сцену». В зале заворожено ждут родители – самые важные зрители. Все дети хотят показать, чему они научились. Но иногда, от переизбытка чувств и переживаний, кто-то из детей может отказаться от выступления и уйти к маме или папе. Что же делать в этой ситуации? В начале работы я терялась и очень переживала – ведь мы всей группой так долго готовились. Со временем я поняла и приняла как должное, что дети спонтанны в проявлении своих чувств и желаний, и нужно быть готовой к любой ситуации. И если на празднике что-то пошло не по плану – ничего страшного. Родители поймут, что воспитатели приложили максимум усилий, чтобы выступление было успешным. У меня была одна девочка, которая очень боялась ряженых. Когда на Новый год приходил Дед Мороз, она пряталась у мамы на коленках, закрывала глаза, и упросить её рассказать стихотворение было невозможно, так как у неё начиналась истерика. Зная такую её особенность, я старалась организовать праздник так, чтобы ряженые или ростовые куклы появлялись после выступления детей.

Подведение итогов. Подводить итоги можно как сразу после праздника, так и на следующий день, но не позже, чтобы впечатления были ещё свежи. Я всегда обсуждаю с детками, что им понравилось на празднике, что лучше всего запомнилось. Каждый может высказаться о том, чьё выступление понравилось ему больше и почему. В конце я обязательно старалась отметить успехи детей, закрепив тем самым желание выступать в дальнейшем. Проведение детского праздника — ответственное и волнительное мероприятие. Но все старания с лихвой окупаются, когда видишь достижения и рост своих воспитанников, видишь улыбки, а иногда и слёзы счастья на лицах родителей.

Елена Макаренко