20:50 Психология. Готов ли ребенок к школе? | |
Как определить, готов ли ребенок к школе 7 причин оставить его еще на год дома или в детском саду Картина на школьном дворе: двери школы штурмует бабушка, требуя у недоумевающего охранника пропустить себя: «Внучке нужно помочь одеться!» Сердобольная старушка попалась? Может быть. Но вполне возможно, что девочке действительно нужна помощь. Возникает вопрос – а не рано ли ее повели учиться? Родителям хочется как можно скорее отдать ребенка в школу. Они считают, что это «сэкономит год жизни» или «убережет от армии». Особенно часто так думают те, чьи дети уже научились читать и считать до школы. Есть же масса тестов на готовность к школе, по которым можно проверить знания ребенка прямо дома. В итоге то, о чем забыли родители, приходится доделывать бабушкам. Натаскивая детей по тестам (развивая внимание, краткосрочную и визуальную память, понимание на слух), взрослые упускают из виду не менее важные умения, чем интеллектуальное развитие. Не торопитесь отдавать ребенка в школу раньше положенного, если не уверены, что он не обладает этими семью умениями. Уметь контролировать себя В школе ребенок вынужден неподвижно сидеть целый урок, не вертясь и не отвлекаясь. Для многих это серьезное испытание, даже если умственная нагрузка небольшая. Чем старше ребенок, тем чаще ему приходится сталкиваться с ситуациями, когда нужно действовать не так как хочется, а так, как надо. В психологии это называется действовать «произвольно». Эта способность начинает складываться у детей только в 3-4 года. И крайне желательно, чтобы к школе она сформировалась. Уметь общаться В школе в окружении ребенка появляется много новых людей, с которыми он должен самостоятельно строить взаимоотношения. Прежде всего, это отношения с одноклассниками – умение завязать дружбу, отстоять свои интересы, не дать себя в обиду, но и не нападать на других, решать конфликты. Кроме того, ребенок вынужден вступать в контакт с учителем, поддерживать с ним деловые, уважительные отношения: уметь задать и ответить на вопрос, уметь обратиться, если что-то нужно. Быть эмоционально готовым Ребенку придется столкнуться с разочарованиями и при плохих оценках, и при неудачно сложившихся взаимоотношениях с одноклассниками. Ежедневно он будет проживать новые ситуации, для чего важна уверенность в себе и своих силах. Многие мамы жалуются, что новоиспеченный первоклассник переживает с приходом в школу стресс. Он становится капризным, замкнутым, упрямым, рассеянным или агрессивным. Могут обостриться неврозы, даже начаться энурез. Чтобы этого не случилось, очень важна эмоциональная готовность к школе. Быть физически здоровым К семи годам ребенок успевает переболеть всеми возможными детскими болезнями и достаточно укрепить свой иммунитет. Намного хуже, когда ребенок начинает болеть в школе. Школьная программа сейчас довольно сложная, предполагает домашние задания уже с первого класса. Поэтому детям будет проще справляться, если они будут более крепкими и выносливыми. Чувствовать свое тело Для обучения письму важна развитая мелкая моторика. Она прекрасно формируется через лепку, аппликацию, рисование и игру с мелкими предметами. Помимо тонкой моторики важна развитая крупная моторика. Это умение прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равновесие на перекладине, чувство собственного тела в пространстве. Восприятие собственного тела и его возможностей («Это я могу, я сумею с этим справиться») дает ребенку общее позитивное ощущение — чувство жизни. Оно выражается в том, что детям доставляет удовольствие преодолевать препятствия, испытывая свои умения и ловкость. Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними — это важная составная часть моторной готовности к школе. Иметь бытовые навыки За дверьми школы останутся заботливые руки мамы и бабушки, и ребенку придется вспомнить все навыки самообслуживания: умение одеваться и раздеваться в раздевалке, не теряя шарфы и варежки, застегивать пуговицы и завязывать шнурки, переодеваться на уроках физкультуры, знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом, завтракать, обедать и убирать за собой посуду в столовой, собирать портфель, быстро доставать из него необходимое. Иметь познавательный интерес Очень важен интерес к учению. К сожалению, многие дети сейчас приходят в школу с уже потерянным интересом в учебе: они успели «научиться» в садике, в развивающих центрах, секциях и дома с мамой. Их познавательный интерес к школе угас. Таким детям с трудом будет даваться учеба. Помните Филипка из рассказа Толстого? Он страшно хотел учиться. У меня в свое время тоже была крайне высокая мотивация: в школе уже училась моя сестра. Родителям надо постараться не убить естественный врожденный познавательный интерес, когда малыш всюду сует свой любопытный нос, а сохранить его к школе. | |
|
Всего комментариев: 0 | |