Ирина ВЛАСОВА, воспитатель, финалист конкурса «Педагог года Москвы-2013»:

- Вот и подходит к завершению 2013 год. Этот год навсегда останется в моей памяти благодаря главному событию в моей педагогической работе - участию в Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2013». Приятно, что финалисты конкурса были поощрены учредителем конкурса (Департаментом образования) поездкой и знакомством с зарубежными образовательными учреждениями Европы, а именно поездкой в Берлин и Вену.
Организаторы сделали все возможное, чтобы за достаточно короткий срок пребывания московские педагоги ознакомились с системой образования в европейских странах, особенностями школьного и высшего образования, уровнем информационного обеспечения, а также культурой этих стран.
Наше незабываемое путешествие началось со столицы Германии - Берлина. Нам представилась возможность посетить две школы Берлина, отличающиеся системой образования: в Восточном Берлине - Hector-Peterson-Schule, в Западном - Fritz-Karsen-Schule. Мы узнали, что в школах введена трехступенчатая система образования, за исключением некоторых.
Так как я работаю в системе дошкольного образования, то мне было интересно узнать об особенностях работы с детьми дошкольного возраста. В Германии, как правило, в детском саду дети проводят время лишь до обеда (до 12.00 - 13.00), а вторую половину дня - в своей семье дома, есть детские учреждения и детские сады с продленным днем. Дети могут посещать различные подготовительные занятия, по большей части проводимые в начальной школе. Все подготовительные занятия имеют три названия: «Vorbereitungsjahr», «Schulnachmittage», «Vorschule». Цель этих занятий - подготовка пятилетнего ребенка к школе и максимальное выявление, определение его склонностей и творческого потенциала, которые в будущем окажут решающее влияние в выборе школы. Существуют и специальные группы для детей, которые достигли школьного возраста, но не готовы или не способны к посещению школы. Дети, не достигшие соответствующего их возрасту уровня или отстающие в развитии, имеют возможность наверстать упущенное в дошкольных классах (нем. Vorklassen) и детских садах при школах (нем. Schulkindergarten). Эти институты примыкают или к дошкольному сектору, или сектору начального образования в зависимости от правил отдельной земли.
Рекомендации школы, в которой обучался ребенок, становятся своеобразным ориентиром в определении дальнейшей профессиональной ориентации. Это согласовывается и с родителями. Итоговое решение в принципе принимают родители, но для определенных типов школ оно зависит и от того, каковы способности ученика в той области, на которой специализируется данная школа, куда родители хотят отдать ребенка, и/или от решения, принятого управлением школы.
Интересно было узнать об особенностях школьного образования. В Германии образование всеобщее и бесплатное. Обязательно 9-летнее образование, а в целом система школьного образования рассчитана на 12-13 лет. По окончании тринадцатого класса гимназии ученики сдают экзамены по основным школьным предметам. Уровень обучения в 12-м и 13-м классах и уровень выпускных экзаменов в гимназии очень высок и по Международной классификации стандартов образования ЮНЕСКО ISCED соответствует уровню 1-2-го курса высших учебных заведений стран с десятилетней или одиннадцатилетней системой школьного образования, например России.
Мы имели возможность полюбоваться красотой города прямо из окон отеля - нашему взору была открыта прекрасная панорама Берлина с замечательными архитектурными сооружениями. Мне, наверное, позавидовал бы каждый, если бы тоже имел возможность наблюдать при свете утренних лучей, как красивы улицы и здания города: площадь с множеством магазинов, Берлинский собор, Красная ратуша, телевизионная башня... А вечерний город просто захватывал воображение яркими разноцветными неоновыми огнями.
 На самолете мы перелетели в другую страну - Австрию, а точнее, в самое ее сердце - Вену. Вена - один из величайших городов мира. Людей влечет сюда не только богатейшее наследие Габсбургов - историческое, художественное и архитектурное, - не только красота и музыкальность этого города, но и неповторимая атмосфера гостеприимства. Нельзя не отметить, насколько комфортны были бытовые условия, комфортабельны гостиницы, разнообразна национальная кухня. Благодаря организаторам поездки мы жили, наслаждаясь красотой города, в самом центре Вены - Viennart am Museumsquartier. Это один из стильных отелей, дизайн которого поражает своим великолепием. Превосходные комфортные номера с элементами темного дерева, глубокие красные тона, роскошные гостиные... Отель - хороший пример средиземноморского стиля в архитектуре Вены. Даже невозможно перечислить эмоции, полученные от увиденного! Создалось впечатление, что практически все главные достопримечательности находятся на расстоянии вытянутой руки. Поразили своим великолепием Королевский дворец Хофбург (музей Сисси, Бургкапелла, манеж конной езды), Австрийская государственная библиотека, собор Святого Стефана на площади Штефансплац, Музей истории искусств и картинная галерея с представленными работами Тициана, Мантеньи, Музей естествознания, дворцовый комплекс Бельведер в стиле барокко, созданный по инициативе принца Евгения Савойского, дворец Шенбрунн.
Австрия - удивительно музыкальная страна, родина великих композиторов: Гайдна, Моцарта, Штрауса, Шуберта, Бетховена, - счастье, что мы имели прекрасную возможность посетить Дом Моцарта.
Посещение Берлина и Вены стало достойным завершением конкурса педагогического мастерства и общественного признания в городе Москве. Спасибо Департаменту образования, что в финале конкурса «Педагог года-2013» взаимодействовал и укрепился профессиональный союз педагогов: учителей, психологов, воспитателей... Спасибо за предоставленную возможность общаться с интересными людьми, повысить свой культурный уровень... За сравнительно небольшой отрезок времени мы сдружились, объединились, наметили планы для дальнейшего сотрудничества. А это и есть задачи нашей профессиональной работы.


Ирина ЖИЛЯЕВА, педагог-психолог, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2013»:

-
С уверенностью могу сказать, что поездка получилась действительно незабываемая! Первый день начался очень интересно - с посещения уникальной берлинской школы (Hector - Peterson Gesamtschule), контингент которой составляют в основном дети из арабских стран. Директор подробно рассказала нам о системе общего образования в Германии и провела экскурсию по школе. Мы увидели процесс изнутри, узнали о сложностях и тонкостях работы в мультикультурной среде, познакомились с двумя очаровательными «экскурсоводами» - Даниэлем и Никитой, выходцами из России. Мальчики рассказали нам о том, как общаются и дружат дети разных национальностей в берлинской школе.
Затем мы посетили старейшую в Берлине школу, охватывающую все ступени общего образования. Поразительно, что помимо директора в нашей встрече принимал участие учитель химии, свободно говорящий по-английски.
Мне, как психологу, было очень важно узнать, как именно реализуются программы инклюзивного образования в Германии, и я получила ответы на все свои вопросы. Мы посетили Grundschule (начальные классы), которые напомнили мне наши группы детского сада. Было очень ценно увидеть, как дети с нарушениями развития включены в группу сверстников и как ловко педагоги организуют образовательный процесс. Также мы посетили Русский дом в Берлине и много других интересных мест.
Вена - сказочный город - встретила нас теплой яркой осенью и позволила насладиться всем обаянием ее архитектуры и атмосферы.

Галина КЛИМОВА, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2013», доцент МПГУ:


- В Берлине мы посетили школу им. Гектора Петерсона, старейшую единую государственную школу Германии Фритц-Карсен и Высшую школу экономики и права.
В системе школьного образования Берлина начальная школа отделена от других ступеней, но есть и практика единых школ, представляющих собой образовательные комплексы, которые приобретают все большую популярность. Наполняемость классов в школах нормирована и в среднем составляет 26 человек. Все государственные школы Берлина финансируют по единому нормативу, основанному на количестве учащихся. Необходимо отметить, что оснащение компьютерным и учебным оборудованием значительно уступает укомплектованности московских школ, нет электронных дневников и журналов. Учебные пособия регламентированы, и в целом можно говорить о единых учебных пособиях, экзаменационная система также централизована.
Что касается преподавательского состава и его работы, то нужно отметить, что педагоги не проходят индивидуальную аттестацию. Вся школа, включая администрацию и преподавательский состав, проходит проверку раз в пять лет. Преподаватели имеют возможность регулярно повышать квалификацию как за бюджетный счет, так и автономно. Место обучения преподаватели выбирают самостоятельно, отдавая предпочтение университетам, поскольку в Берлине нет специальной организации, занимающейся повышением квалификации. Администрация школ численно незначительна. Так, в школе им. Гектора Петерсона всего три администратора на 450 учащихся; а в школе Фритц-Карсен на 1280 учащихся - 18 человек административного персонала. Заметное отличие немецких школ от московских - отсутствие штатных педагогов-психологов, в школах работают социальные педагоги, а психологов в случае необходимости приглашают для консультации.
Если говорить непосредственно об образовательном процессе, то я бы отметила два момента: социокультурную адаптацию и инклюзию. В рамках школы им. Гектора Петерсона, работающей преимущественно с иммигрантами, наглядно виден отказ от сегрегационной политики в пользу адаптации представителей других культур к доминирующим социокультурным нормам Германии.
Школа Фритц-Карсен как единая школа не только реализует непрерывный процесс обучения, но и активно развивает инклюзивное образование. Практически это осуществляется за счет программы трех уровней сложности в каждом классе, специальных экзаменов и помощников преподавателя в каждом классе.
По словам администрации и преподавателей школы, хотя им удается эффективно работать с отстающими и формировать добротный средний уровень, берлинские школы сталкиваются с проблемой развития талантливых детей. В старшей школе у перспективных учащихся есть возможность работать с приглашенными вузовскими профессорами, но выбор осуществляет сама школа. Самое уязвимое место в процессе выявления талантов, особенно в области точных наук, - начальная школа. Уровень математической подготовки школьников Западной Германии значительно уступает результатам в восточной части республики. Как следствие образовательные учреждения оказываются менее эффективными в выявлении и развитии талантов. Нас удивило, что школы практически не занимаются досугом учащихся, прежде всего в летний период, а медицинское обслуживание не входит в сферу компетенций образовательных учреждений Берлина.
Высшее учебное заведение, включенное в программу стажировки, - это так называемый институт прикладных наук, выполняющий госзаказ по подготовке госслужащих различных направлений. В высшей школе также есть контрольные цифры приема и «конкурс аттестатов». Однако на некоторые направления подготовки проводят дополнительные испытания. Любопытно, что питание в вузе контролирует студенческий профсоюз, что вуз предоставляет своим студентам комнату матери и ребенка. В дидактическом плане меня заинтересовало широкое распространение в Берлине системы электронного образования и платформы MOODLES.
В целом для меня поездка была плодотворной и, бесспорно, чрезвычайно полезной как в контексте обмена опытом, так и установления взаимовыгодных контактов для дальнейшего сотрудничества.

Александра СТРУНИНА, преподаватель МПГУ, финалист конкурса «Педагог года Москвы-2013»:

- Потрясающая, удивительная неделя! Кажется, путешествие длилось гораздо дольше шести дней, такой насыщенной и интересной была программа. Сейчас, вернувшись в Москву к работе и делам, понимаю, что за время стажировки произошло настоящее обновление мыслей, эмоций и чувств.
Берлин неоднозначен, но этим особенно интересен. Подобное впечатление произвели и учебные заведения, в которых мы побывали. Школы Германии пронизаны творчеством и природой. Высшая школа менеджмента и права запомнилась содержательной беседой с руководством вуза, приятной атмосферой, хорошим техническим оснащением.
Вена оставила волшебные воспоминания! Дворцы, музеи, фонтаны в обрамлении золотой осени, величественная красота города, сочетающаяся с уютными улочками и ароматными кафе.
Но самое важное - это, конечно, люди. Друзья, с которыми мы были в поездке, - вот главная составляющая особенной атмосферы творческого взаимодействия, радости познания нового, интеллектуальной гармонии.

Ляйсан МАХИЯНОВА, учитель русского языка и литературы, финалист конкурса «Педагог года Москвы-2013»:

- Все, что было связано с этой поездкой, с самого начала радовало и грело душу: прекрасные люди, интересные страны, удивительная возможность обменяться опытом с зарубежными коллегами. Мы увидели, например, как учителя одной из берлинских школ работают с детьми-мигрантами, стараясь интегрировать их в культуру и жизнь своей страны, не разрывая при этом связь школьников с исторической родиной. Это, конечно, настоящая педагогика - когда изо дня в день стучишь в закрытую дверь, пытаясь доказать, что ты не враг, а друг, нет смысла замыкаться в себе и озлобляться.
В следующей школе нам рассказали, как в столице Германии решают другую актуальную для нас проблему - проблему инклюзивного обучения: к каждому ребенку с ОВЗ прикреплен свой куратор, помогающий ему социализироваться и получить достойное образование.
Примечательно, что везде нашу делегацию принимали с радостью, но без особенной помпы (ведь идет учебный процесс!), говорили не только об успехах, но и о проблемах и трудностях, этому, думаю, нам тоже стоит учиться у своих иностранных коллег.
Спасибо всем тем, благодаря кому эта поездка смогла состояться. Надеюсь, что стажировки для участников конкурса «Педагог года Москвы» станут еще одной замечательной традицией Департамента образования.

Михаил КОНДРАТЬЕВ, педагог-психолог, финалист конкурса «Педагог года Москвы-2013»:

- В моей практике стажировка была первой возможностью обмена опытом с коллегами из-за рубежа. Она оказалась весьма интересной и продуктивной.
Общение педагогов - это всегда обмен опытом. Наша стажировка, по сути, стала ярмаркой идей, участие коллег из-за рубежа сделало ее особенно ценной. У нас была возможность не только представить московское - бесспорно, лучшее - образование, но и изучить и обсудить специфику тех систем, которых придерживаются учебные заведения, которые мы посещали.
Было очень приятно слышать, что, как отмечают наши германские коллеги, в московских школах очень высокий уровень подготовки учащихся (особенно они завидуют знанию математики). Нас также объединяют те трудности, которые мы преодолеваем, и те задачи, которые мы решаем в рамках своей профессиональной деятельности.
Я считаю, что нам следует налаживать контакты с европейскими образовательными учреждениями и создавать больше возможностей для обмена опытом, поскольку это позволит повысить качество нашей работы.

Константин АНДРЕЕВ, педагог дополнительного образования, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2013»:

- Знакомство с другой культурой всегда дает возможность посмотреть на себя с другой стороны. То, что у нас, московских педагогов, есть возможность ознакомиться с опытом работы образовательных учреждений, замечательно. Это вдохновляет на поиски и на новое в своей работе.
Удивительно было увидеть то, о чем так много слышал и что видел в телепередачах. То, что в развитых странах существует раздельный сбор мусора, сбор батареек для утилизации, всегда знал, но то, что специальные урны, специальные коробки для батареек стоят в большинстве помещений школ, институтов, поразительно.
Пообщавшись с педагогами Берлина, еще раз удостоверился в том, что наши педагоги не хуже, а в чем-то и могут дать фору западным коллегам. Удостоверился я и в том, что, если педагог подходит к процессу с творческим началом, применяет максимально разнообразную палитру форм, методов и педагогических технологий, обучение будет эффективным. Здорово, когда это разноцветье поддерживают образовательные учреждения и органы управления образованием, когда свобода выбора профессионалом методик преподавания продиктована необходимостью развития ребенка и детского коллектива образовательного учреждения.
Хочу отметить и то, что участникам городского конкурса «Педагог года Москвы-2013» были созданы очень комфортные условия для знакомства с образовательными учреждениями Европы. Но и сами участники поездки смогли сделать атмосферу конструктивной и творческой, смогли многое донести до иностранных коллег из своего опыта, утвердив в их сознании, что московские педагоги профессиональны, образованны, интеллигентны, с чувством юмора и большим желанием развиваться и перенимать опыт других.

Надежда ВОРОБЬЕВА, педагог-психолог, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2013»:

- Я впервые была на стажировке в Германии. Впечатлений очень много, и все крайне положительные. Несмотря на плотное расписание каждого дня, мы успели не только ознакомиться со структурой европейского образования, но и насладиться культурной программой. В Берлине мы посетили несколько школ разного уровня, что позволило увидеть особенности организации образовательного процесса в Германии.
С немецкими коллегами мы активно обсуждали современные педагогические методы обучения, делились достижениями. Особое впечатление на меня произвела бытовая организация учебных заведений. Например, наличие в школе специальной комнаты, где ребенок может воспользоваться чайником, микроволновкой, столовыми приборами, чтобы самостоятельно разогреть еду, принесенную из дома, или комнаты отдыха с мягкими креслами, гитарой, столом для настольных игр.
В высшей школе нам показали детскую комнату, оснащенную кроваткой, пеленальным столиком, чтобы рождение ребенка не препятствовало дальнейшему образованию студентов. Словом, мы увидели множество мелочей, позволяющих развиваться и учиться одновременно.
Не могу не сказать и о культурной программе. Вена покорила меня с первого взгляда. Величественные памятники архитектуры и современные постройки образуют неповторимое сочетание и придают особый шарм этому городу. Неудивительно, что даже ночью мы бродили по улицам Вены, наслаждаясь хорошей погодой и обмениваясь впечатлениями о прошедшем дне.
Поездка в Берлин и Вену дала мне совершенно бесценный опыт в понимании системы образования в странах с другой культурой, традициями и особенностями.