Рисование-экспериментирование. Чудесные превращения
кляксы (кляксография) Задачи: Создать условия для свободного
экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и
бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс).
Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс).
Развивать творческое воображение. Материалы, инструменты, оборудование. Краски -
акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров,
кисточки-флейцы, старые зубные щётки, срезы овощей (картофель, свекла),
тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки
для коктейля (соломинки). Стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из
кляксы»: Вчера Принесла мне в подарок сестра Бутылочку Чёрных-чёрных чернил. Я стал рисовать, Но сразу с пера Кляксу огромную уронил. И расплылось На листе пятно, Стало помалу расти оно: Слева - хобот, А справа - хвост, Ноги - как тумбы, Высокий рост... Я немедленно К чёрной туше Пририсовал Огромные уши, И получился, Конечно, он, -Вы угадали – Индийский... (слон). Воспитатель спрашивает у детей, что такое клякса?
Уточняет представление о том, что это пятно неопределённой формы, которое
получается, если нечаянно разлить цветную жидкость - краску или тушь. Из-за
того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить в кого или во
что угодно. - Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем
кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут
похожи. Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать
кляксу? Воспитатель обобщает ответы детей и показывает несколько способов: • ставит отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги; • штампует срезом свёклы, которая оставляет следы
своего сока; • рисует лужицу мягкой кисточкой, кисточкой флейца,
зубной щёткой; • наносит на лист бумаги немного цветной жидкости
(туши) и раздувает её из трубочки или соломинки в разные стороны. Затем предлагает детям самим изобразить разные
кляксы - на отдельных листочках разными способами. Дети свободно
экспериментируют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе - неопределённость,
неожиданность, необычность формы. После того, как дети освоят несколько способов и
создадут по 3-5 клякс, воспитатель предлагает «оживить» кляксы -превратить
их в живые существа или предметы. Советует внимательно рассмотреть кляксы,
поворачивая листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса,
если на неё посмотреть так, она похожа на уточку, только нужно дорисовать
клювик и лапки; а если кляксу перевернуть, она напоминает испуганного
зайчонка - сидит под кустиком, дрожит, вот только ещё одно ухо нарисую. А в кого превратятся ваши кляксы? Воспитатель тихо,
на ушко спрашивает у каждого ребёнка о его замыслах и ассоциациях,
нерешительным детям помогает советами или косвенными вопросами. В конце занятия устраивается общая выставка «живых»
клякс. |