22:05 Моя статья «Особенности дошкольного образования в Германии» для электронного сборника от журнала «Обруч" в рамках семинара Рыжовой Н.А. | |
Особенности дошкольного образования в Германии. Власова И.Т., воспитатель высшей квалификационной категории, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2013», ГБОУ гимназия № 1409, г. Москва В статье изложены особенности дошкольного образования в Германии на основе личных впечатлений в рамках международной стажировки московских педагогов. Ключевые слова: дошкольное образование в Германии, система образования, образовательные учреждения Германии, опыт работы. Актуальность темы обусловлена усилением внимания педагогов к улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, изучением опыта коллег зарубежных стран. В октябре 2013 года финалисты и лауреаты Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2013» были поощрены учредителем конкурса (Департаментом образования г. Москвы) поездкой в Германию. Педагоги в рамках стажировки посетили образовательные учреждения столицы Германии - Берлина. Нам, московским педагогам, была предоставлена возможность посетить средние школы, Российский дом науки и культуры, Высшую школу менеджмента и права, пообщаться за круглым столом с директорами, администрацией и педагогами учебных заведений Германии, ознакомиться со структурой немецкого образования, уровнем информационного обеспечения, а также культурой этих стран. В Германии введена трехступенчатая структура образования, состоящая из начальной, средней и высшей школы. Нa всex урoвняx этoй структуры прeдстaвлeны кaк гoсудaрствeнныe, тaк и чaстныe oбрaзoвaтeльныe учрeждeния. Особенно мне запомнились в Берлине две школы, отличающиеся системой образования: в Восточном Берлине - Hector-Peterson-Schule, в Западном - Fritz-Karsen-Schule, дети в которых обучаются с 5-6лет. Так как я работаю в системе дошкольного образования, то мне было интересно узнать об особенностях работы с детьми дошкольного возраста. Сеть дошкольных детских учреждений в Германии, по нашим меркам, не совсем удобна. В основном это связано с графиком работы детских садов. Например, садик может работать с 7 до 12 часов дня. Или Вас попросят забирать ребенка на обед и потом приводить обратно. Или, если сад работает до 16-00, то раньше Вы ребенка забрать не сможете. В отличие от наших детских садов, в Германии не ведется дошкольная подготовка детей — садики не относятся к Министерству образования и не имеют соответствующей программы. Итак, в Германии, как правило, в детском саду дети проводят время лишь до обеда (до 12.00 - 13.00), а вторую половину дня - в своей семье дома; есть детские учреждения и детские сады с продленным днем. Дети могут посещать различные подготовительные занятия, по большей части проводимые в начальной школе. Все подготовительные занятия имеют три названия: «Vorbereitungsjahr», «Schulnachmittage», «Vorschule». Цель этих занятий - подготовка пятилетнего ребенка к школе и максимальное выявление, определение его склонностей и творческого потенциала, которые в будущем окажут решающее влияние в выборе школы. Существуют и специальные группы для детей, которые достигли школьного возраста, но не готовы или не способны к посещению школы. Дети, не достигшие соответствующего их возрасту уровня или отстающие в развитии, имеют возможность наверстать упущенное в дошкольных классах (нем. Vorklassen) и детских садах при школах (нем. Schulkindergarten). Эти институты примыкают или к дошкольному сектору, или сектору начального образования в зависимости от правил отдельной земли. Фактически меньше 50% детей посещают дошкольные учреждения, хотя место гарантировано государством всем желающим. Посещение детского сада в стране не является обязательным, а сами учреждения относят к сфере услуг, а не образования. Поэтому воспитание детей формируется в кругу семьи, а также в многочисленных частных дошкольных организациях. В последнее время в дошкольном воспитании Германии многое делается для совершенствования программно-методического обеспечения. Здесь центральной является задача ситуативно-обусловленного социального обучения. Ставится важнейшая цель: сделать детей способными к автономным, компетентным действиям, особенно в важнейших для них жизненных ситуациях. Это не исключает регулярные наблюдения педагогов за развитием детей, встречи с их родителями. Игровые занятия остаются основным методом работы с детьми младшего возраста. Кроме федеральной педагогической концепции воспитания дошкольников, в Германии имеют место вальдорфские и монтессоровские детские сады, работающие на основе собственных концепций и методов. В немецких детских дошкольных учреждениях не предусматривается выставление оценок за выполнение детьми различных заданий. Все проблемы развития детей решаются с родителями и с самими детьми в группах. Для подготовки пятилетних детей к школе, по желанию родителей, в некоторых землях открываются подготовительные классы (Vorklassen). Занятия в них проводятся в виде игр, на добровольной основе и не дублируют программу первого учебного года в начальной школе. Детские сады при школах принимают детей, достигших шести лет, но не готовых по тем или иным причинам посещать школу. Подготовительные классы с пятилетками организационно связаны с начальной школой. Цель работы детского сада с шестилетками при школе в том, чтобы создать предпосылки для здорового, нормального развития сознания, воли, чувств воспитанников. Эта цель достигается благодаря индивидуальной работе по стимулированию способностей, физическому воспитанию, пробуждению и развитию произвольного внимания таких детей. Лично меня удивила предметно-развивающая среда в детских садах. Детям предоставлена свобода выбора материалов, пространства, игровых пособий для деятельности. В игровых комнатах, которые мы посетили, был хаотический беспорядок: рисунки детей висели высоко под потолком, везде лежали матрацы и мягкие подушки для удобства, был рассыпан на столах кварцевый песок и мел… Особое значение придаётся в контексте рассматриваемой проблемы обучению детей с физическими и умственными особенностями. Дети с особенностями в развитии посещают так называемые поддерживающие детские сады (Förderkindergärten). В интегративные детские сады (integrative Kindergärten) принимают детей здоровых и с отклонениями от нормы. Мне, как педагогу, было очень важно узнать, как именно реализуются программы инклюзивного образования в Германии. Было очень ценно увидеть, как дети с нарушениями развития включены в группу сверстников, и как ловко педагоги организуют образовательный процесс. В возрасте 5-6 лет дети идут в школу. Дошкольные сады, подготовительные классы и вводные группы принадлежат к первой ступени школьного образования. Специфика воспитательной работы требует от педагога непрерывного совершенствования своей квалификации, постоянного пополнения знаний, поэтому в Германии хорошо развита система повышения квалификации. И в заключение… В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона. Ни одна федеральная земля не взимает деньги за обучение в государственных общеобразовательных заведениях, хотя в последнее время это условие меняется. Опыт зарубежных коллег может быть полезен и использован при работе с дошкольниками в России.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |