Четверг, 28.03.2024, 21:37
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ФГОС дошкольного образования: плюсы и минусы » ФГОС дошкольного образования: плюсы и минусы » ФГОС дошкольного образования: плюсы и минусы (Нужны ли и своевременны ли ФГОС дошкольного образования)
ФГОС дошкольного образования: плюсы и минусы
irinavlДата: Воскресенье, 01.09.2013, 10:18 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС).

Государственный образовательный стандарт первого поколения регламентировал содержание образования, определяя его минимум. ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения.
Таким образом, в настоящее время система дошкольного образования имеет действующий заменитель стандарта первого поколения в виде «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», а также неполный стандарт второго поколения в виде федеральных государственных требований, из совокупности которых выпал наиболее значимый компонент – требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Неполнота процесса стандартизации системы дошкольного образования порождает ряд социально-экономических и политических рисков.

Риск первый. Отсутствие полноценного ФГОС дошкольного образования значительно затрудняет реализацию государственной политики в сфере образования, ограничивает право граждан Российской Федерации на получение качественного дошкольного образования.
Риск второй. Отсутствие полноценного ФГОС усугубляет отставание дошкольного образования в ряду других образовательных систем общей системы непрерывного образования Российской Федерации.
Риск третий. Отсутствие полноценного ФГОС дошкольного образования препятствует обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Факторы, отрицательно влияющие на решение проблемы установления полноценного ФГОС дошкольного образования.

1. Негативный опыт определения требований к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного образования и введения государственного образовательного стандарта в современной истории дошкольного образования.
2. Аргументы «против» установления результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования со стороны федерального органа исполнительной власти в сфере образования, в том числе ссылка на невозможность установления ФГОС в связи с необязательностью дошкольного образования (иными словами: нельзя определять результаты освоения основной образовательной программы в связи с тем, что 40% детей в России ее не осваивают вообще).
3. Отсутствие в научном сообществе единой системы взглядов, подходов к определению, терминологии, объему ожидаемых результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования.
 
irinavlДата: Воскресенье, 01.09.2013, 10:31 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Концептуальные подходы к разработке ФГОС дошкольного образования

1) Определение результатов освоения программ и, соответственно, установление ФГОС в сфере дошкольного образования принципиально возможно, так как:

- фундаментальные исследования отечественных педагогов и психологов прошлого столетия в области дошкольного детства (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.) сформировали теоретико-методологическую основу не только российского, но и зарубежного дошкольного образования;

- в системе дошкольного образования России накоплен определенный опыт научной и практической работы в данном направлении.

2) Определение результатов освоения программ и, соответственно, установление ФГОС в сфере дошкольного образования необходимо в интересах общества, семьи и государства, а также в целях развития дошкольного образования как образовательной системы, преемственной с другими образовательными системами РФ, в первую очередь, начальным общим образованием.

3) Методологической и теоретической основой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

– положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.);

– работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки образовательных стандартов (В.И.Байденко, В.П.Беспалько, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто и др.);

– научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер, М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.);

– законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования.

4) ФГОС дошкольного образования (по аналогии с ощим образованием) должен представлять собой в соответствии с действующим законодательством совокупность трех групп требований – к результатам освоения основной образовательной программы, условиям ее реализации и к ее структуре. Полная преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования является содержательной основой для решения проблемы определения статуса дошкольного образования (от 3 до 7 лет) - в качестве первой ступени системы общего образования Российской Федерации.

5) С учетом вышеизложенных положений необходимо отменить «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (1996г), так как они:

- сформулированы в терминах процесса, не имеют количественно измеримых результатов;

- не ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования или система в целом;

– разработаны с нарушением логики проектного управления, согласно которой сначала должен быть определен необходимый результат, а затем – деятельность по его достижению;

- нарушают принцип интегративности содержания дошкольного образования;

- не соответствуют Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию Министерства образования РФ (2003г);

- не дифференцированы на требования к обязательной (инвариантной, базисной) части программы и «необязательной» (вариативной), что делает их невыполнимыми в полном объеме для большинства российский детских садов.

6) ФГОС дошкольного образования, как и стандарты других образовательных уровней, должен выступать:

- в качестве основополагающего документа нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательного для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, новых формах дошкольного образования, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;

- ориентиром развития системы дошкольного образования;

- инструментом обеспечения качества дошкольного образования;

- основой системы государственной оценки деятельности учреждений (групп), реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, контроля качества дошкольного образования;

- средством обеспечения преемственности с начальным общим образованием.
 
sachok2356Дата: Суббота, 07.09.2013, 18:57 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Уважаемая Ирина Тимофеевна! Скажите, пожалуйста, когда будут введены  ФГОСы в дошкольном учреждении?
 
irinavlДата: Суббота, 07.09.2013, 19:11 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





ФГОС  дошкольного  образования  разрабатывается впервые и вступает в силу в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2013 года.
 
alexДата: Вторник, 10.09.2013, 18:35 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Добрый день! Кто мне расшифрует6 что такое ФГОСы?
 
NATASHA1Дата: Четверг, 12.09.2013, 08:06 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены ФГОСы - федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОсы  устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России.
 
irinavlДата: Четверг, 12.09.2013, 08:12 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены ФГОСы - федеральные государственные образовательные стандарты. 
ФГОсы  устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России.
 
МашенькаДата: Четверг, 19.09.2013, 22:11 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





А я лично сторонница   традиционной  системы  образования. И никакие ФГОСЫ. т.е. стандарты, вводить не стоит. Лучше не новое, а хорошо забытое  старое. Это  мое  мнение, может, кто и не согласится.
 
irinavlДата: Понедельник, 30.09.2013, 23:38 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные





Сегодня, 30 сентября,  в Москве состоялось открытие  Первого Всероссийского съезда работниковдошкольного образования.


Организаторы Съезда – Министерство образования и науки Российской Федерации и Российский
книжный союз. Участниками Съезда стали более 700 работников системы дошкольного
образования и представителей родительской общественности из всех субъектов Российской Федерации.

Ведущий: Положевец Петр Григорьевич, главный редактор «Учительской газеты»

С основными докладами на съезде выступили:
1)    Дмитрий  Викторович Ливанов, Министр образования и наукиРоссийской Федерации, «Государственная политика в  сфере дошкольногообразования: проблемы и перспективы»
;2)  Фурсенко Андрей Александрович, помощник президента РоссийскойФедерации Путина В.В.,
3)   Голодец Ольга Юрьевна, заместитель ПредседателяПравительства Российской Федерации,
4)   Степашин Сергей Вадимович, президент Российского книжного союза, «Общественный  запрос к системе дошкольного образования»
5)   Глебова Любовь Николаевна, заместителя полномочного представителяПрезидента РФ;
6)   Фельдштейн  Дави́дИо́сифович,  вице-президент Российской академии образования,
7)   Асмолов АлександрГригорьевич, директорФедерального института развития образования, зав. кафедрой психологии личности
МГУ, академик РАО,      «Миры  детства:конструирование возможностей»
8)   ИвановаВалентина Николаевна,председатель общественной организации «Всероссийское  педагогическое  собрание», ректор Московскогогосударственного университета технологий и управления
имени К.Г. Разумовского
9)    ОнищенкоГеннадий Григорьевич,руководитель Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей, «Результатыгосударственного санитарного эпидемиологического надзора за дошкольными
образовательными организациями в 2013 году»;
10) Терезанова Ольга Ивановна, победитель 3-го Всероссийского профессиональногоконкурса «Воспитатель года -2012», г. Комсомольск-на-Амуре, хабаровский край,
«Роль семьи в повышении качества дошкольного образования»,
11)  Кондаков Александр Михайлович, член академии РАО, «Тенденции современногодошкольного образования»;
12)  Емельянова Вера Васильевна, первый заместитель губернатора Псковской области;
13)  Кучма Владислав Ремирович, директор НИИ гигиены и здоровья;
14)   Собкин Владимир Самуилович, директорИнститута социологии образования РАО, доктор психологических наук, профессор,академик РАО, «Социология дошкольного детства".

ГостямиСъезда стали Скребкова Н.В.,зав.МАДОУ «Детский сад»Теремок» из г.Кувандыка Оренбургской обл., Кравцова Е.Е., Институт психологииим.Выготского; Невежина А.О., зав.МАДОУ «Детский сад «Дашенька» из г.Улан-Удэ; Гаджиева Л.А. , начальник Департамента образования администрацииг.Перми  и др. Впервый  день  работы съезда участники и гости выступали и обсуждали вопросы по темам,связанным с организацией введения ФГОС дошкольного образования, о современных тенденциях развития дошкольного образования, подготовке педагогов для
реализации ФГОС, о роли семьи в повышении качества  дошкольного образования и т.д.

Участники и гости съезда  посетили  книжную ярмарку  с методической литературой  и выставку  разнообразных материалов  и современного оборудования  для дошкольных учреждений.
 
irinavlДата: Понедельник, 30.09.2013, 23:50 | Сообщение # 10
Группа: Удаленные







Уважаемые коллеги и родители! Я сегодня участвовала в обсуждении проекта ФГОСов для дошкольного образования на 1-м Всероссийском съезде
работников ДО
.
 
irinavlДата: Суббота, 12.10.2013, 20:35 | Сообщение # 11
Группа: Удаленные






Материалы по организации внедрения ФГОС, обсуждаемые на Первом Всероссийском съезде дошкольного образования,   опубликованы  на  сайте www.bookunion.ru

Приветствие съезду от В.В. Путина
Приветствие съезду от В.И. Матвиенко
Приветствие съезду от С.Е. Нарышкина
Программа съезда
Проект резолюции I Всероссийского съезда работников дошкольного образования
План деятельности по введению ФГОС
Материалы пленарного заседания
Материалы секций
Секция "Организация апробации"
Секция "Профессиональный и личностный рост"
Секция "Особенности разработки основной образ программы"
Секция "Особенности включения детей"
Фотоотчет о работе съезда
 
Форум » ФГОС дошкольного образования: плюсы и минусы » ФГОС дошкольного образования: плюсы и минусы » ФГОС дошкольного образования: плюсы и минусы (Нужны ли и своевременны ли ФГОС дошкольного образования)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: