ФГОС дошкольного образования: плюсы и минусы
|
|
irinavl | Дата: Воскресенье, 01.09.2013, 10:18 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
| Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС).
Государственный образовательный стандарт первого поколения регламентировал содержание образования, определяя его минимум. ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Таким образом, в настоящее время система дошкольного образования имеет действующий заменитель стандарта первого поколения в виде «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», а также неполный стандарт второго поколения в виде федеральных государственных требований, из совокупности которых выпал наиболее значимый компонент – требования к результатам освоения основной образовательной программы.
Неполнота процесса стандартизации системы дошкольного образования порождает ряд социально-экономических и политических рисков.
Риск первый. Отсутствие полноценного ФГОС дошкольного образования значительно затрудняет реализацию государственной политики в сфере образования, ограничивает право граждан Российской Федерации на получение качественного дошкольного образования. Риск второй. Отсутствие полноценного ФГОС усугубляет отставание дошкольного образования в ряду других образовательных систем общей системы непрерывного образования Российской Федерации. Риск третий. Отсутствие полноценного ФГОС дошкольного образования препятствует обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Факторы, отрицательно влияющие на решение проблемы установления полноценного ФГОС дошкольного образования.
1. Негативный опыт определения требований к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного образования и введения государственного образовательного стандарта в современной истории дошкольного образования. 2. Аргументы «против» установления результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования со стороны федерального органа исполнительной власти в сфере образования, в том числе ссылка на невозможность установления ФГОС в связи с необязательностью дошкольного образования (иными словами: нельзя определять результаты освоения основной образовательной программы в связи с тем, что 40% детей в России ее не осваивают вообще). 3. Отсутствие в научном сообществе единой системы взглядов, подходов к определению, терминологии, объему ожидаемых результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования.
|
|
| |
irinavl | Дата: Воскресенье, 01.09.2013, 10:31 | Сообщение # 2 |
Группа: Удаленные
| Концептуальные подходы к разработке ФГОС дошкольного образования
1) Определение результатов освоения программ и, соответственно, установление ФГОС в сфере дошкольного образования принципиально возможно, так как:
- фундаментальные исследования отечественных педагогов и психологов прошлого столетия в области дошкольного детства (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.) сформировали теоретико-методологическую основу не только российского, но и зарубежного дошкольного образования;
- в системе дошкольного образования России накоплен определенный опыт научной и практической работы в данном направлении.
2) Определение результатов освоения программ и, соответственно, установление ФГОС в сфере дошкольного образования необходимо в интересах общества, семьи и государства, а также в целях развития дошкольного образования как образовательной системы, преемственной с другими образовательными системами РФ, в первую очередь, начальным общим образованием.
3) Методологической и теоретической основой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
– положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.);
– работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки образовательных стандартов (В.И.Байденко, В.П.Беспалько, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто и др.);
– научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер, М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.);
– законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования.
4) ФГОС дошкольного образования (по аналогии с ощим образованием) должен представлять собой в соответствии с действующим законодательством совокупность трех групп требований – к результатам освоения основной образовательной программы, условиям ее реализации и к ее структуре. Полная преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования является содержательной основой для решения проблемы определения статуса дошкольного образования (от 3 до 7 лет) - в качестве первой ступени системы общего образования Российской Федерации.
5) С учетом вышеизложенных положений необходимо отменить «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (1996г), так как они:
- сформулированы в терминах процесса, не имеют количественно измеримых результатов;
- не ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования или система в целом;
– разработаны с нарушением логики проектного управления, согласно которой сначала должен быть определен необходимый результат, а затем – деятельность по его достижению;
- нарушают принцип интегративности содержания дошкольного образования;
- не соответствуют Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию Министерства образования РФ (2003г);
- не дифференцированы на требования к обязательной (инвариантной, базисной) части программы и «необязательной» (вариативной), что делает их невыполнимыми в полном объеме для большинства российский детских садов.
6) ФГОС дошкольного образования, как и стандарты других образовательных уровней, должен выступать:
- в качестве основополагающего документа нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательного для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, новых формах дошкольного образования, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;
- ориентиром развития системы дошкольного образования;
- инструментом обеспечения качества дошкольного образования;
- основой системы государственной оценки деятельности учреждений (групп), реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, контроля качества дошкольного образования;
- средством обеспечения преемственности с начальным общим образованием.
|
|
| |
sachok2356 | Дата: Суббота, 07.09.2013, 18:57 | Сообщение # 3 |
Группа: Удаленные
| Уважаемая Ирина Тимофеевна! Скажите, пожалуйста, когда будут введены ФГОСы в дошкольном учреждении?
|
|
| |
irinavl | Дата: Суббота, 07.09.2013, 19:11 | Сообщение # 4 |
Группа: Удаленные
| ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые и вступает в силу в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2013 года.
|
|
| |
alex | Дата: Вторник, 10.09.2013, 18:35 | Сообщение # 5 |
Группа: Удаленные
| Добрый день! Кто мне расшифрует6 что такое ФГОСы?
|
|
| |
NATASHA1 | Дата: Четверг, 12.09.2013, 08:06 | Сообщение # 6 |
Группа: Удаленные
| В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены ФГОСы - федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОсы устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России.
|
|
| |
irinavl | Дата: Четверг, 12.09.2013, 08:12 | Сообщение # 7 |
Группа: Удаленные
| В России в настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены ФГОСы - федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОсы устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России.
|
|
| |
Машенька | Дата: Четверг, 19.09.2013, 22:11 | Сообщение # 8 |
Группа: Удаленные
| А я лично сторонница традиционной системы образования. И никакие ФГОСЫ. т.е. стандарты, вводить не стоит. Лучше не новое, а хорошо забытое старое. Это мое мнение, может, кто и не согласится.
|
|
| |
irinavl | Дата: Понедельник, 30.09.2013, 23:38 | Сообщение # 9 |
Группа: Удаленные
| Сегодня, 30 сентября, в Москве состоялось открытие Первого Всероссийского съезда работниковдошкольного образования.
Организаторы Съезда – Министерство образования и науки Российской Федерации и Российский книжный союз. Участниками Съезда стали более 700 работников системы дошкольного образования и представителей родительской общественности из всех субъектов Российской Федерации.
Ведущий: Положевец Петр Григорьевич, главный редактор «Учительской газеты»
С основными докладами на съезде выступили: 1) Дмитрий Викторович Ливанов, Министр образования и наукиРоссийской Федерации, «Государственная политика в сфере дошкольногообразования: проблемы и перспективы» ;2) Фурсенко Андрей Александрович, помощник президента РоссийскойФедерации Путина В.В., 3) Голодец Ольга Юрьевна, заместитель ПредседателяПравительства Российской Федерации, 4) Степашин Сергей Вадимович, президент Российского книжного союза, «Общественный запрос к системе дошкольного образования» 5) Глебова Любовь Николаевна, заместителя полномочного представителяПрезидента РФ; 6) Фельдштейн Дави́дИо́сифович, вице-президент Российской академии образования, 7) Асмолов АлександрГригорьевич, директорФедерального института развития образования, зав. кафедрой психологии личности МГУ, академик РАО, «Миры детства:конструирование возможностей» 8) ИвановаВалентина Николаевна,председатель общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», ректор Московскогогосударственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского 9) ОнищенкоГеннадий Григорьевич,руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, «Результатыгосударственного санитарного эпидемиологического надзора за дошкольными образовательными организациями в 2013 году»; 10) Терезанова Ольга Ивановна, победитель 3-го Всероссийского профессиональногоконкурса «Воспитатель года -2012», г. Комсомольск-на-Амуре, хабаровский край, «Роль семьи в повышении качества дошкольного образования», 11) Кондаков Александр Михайлович, член академии РАО, «Тенденции современногодошкольного образования»; 12) Емельянова Вера Васильевна, первый заместитель губернатора Псковской области; 13) Кучма Владислав Ремирович, директор НИИ гигиены и здоровья; 14) Собкин Владимир Самуилович, директорИнститута социологии образования РАО, доктор психологических наук, профессор,академик РАО, «Социология дошкольного детства".
ГостямиСъезда стали Скребкова Н.В.,зав.МАДОУ «Детский сад»Теремок» из г.Кувандыка Оренбургской обл., Кравцова Е.Е., Институт психологииим.Выготского; Невежина А.О., зав.МАДОУ «Детский сад «Дашенька» из г.Улан-Удэ; Гаджиева Л.А. , начальник Департамента образования администрацииг.Перми и др. Впервый день работы съезда участники и гости выступали и обсуждали вопросы по темам,связанным с организацией введения ФГОС дошкольного образования, о современных тенденциях развития дошкольного образования, подготовке педагогов для реализации ФГОС, о роли семьи в повышении качества дошкольного образования и т.д.
Участники и гости съезда посетили книжную ярмарку с методической литературой и выставку разнообразных материалов и современного оборудования для дошкольных учреждений.
|
|
| |
irinavl | Дата: Понедельник, 30.09.2013, 23:50 | Сообщение # 10 |
Группа: Удаленные
|
Уважаемые коллеги и родители! Я сегодня участвовала в обсуждении проекта ФГОСов для дошкольного образования на 1-м Всероссийском съезде работников ДО.
|
|
| |
irinavl | Дата: Суббота, 12.10.2013, 20:35 | Сообщение # 11 |
Группа: Удаленные
| Материалы по организации внедрения ФГОС, обсуждаемые на Первом Всероссийском съезде дошкольного образования, опубликованы на сайте www.bookunion.ru
|
|
| |