Пятница, 26.04.2024, 23:21
Приветствую Вас, Гость

Консультация  Власовой И.Т.

  ДЛЯ   ПЕДАГОГОВ  ГБОУ д/с № 2526

ООД «Коммуникация. Чтение художественной литературы»    по  теме:

«Сказки как средство  развития  связной  речи  детей  5-6 лет»

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

В работе  я  использовала  следующие приемы организации образовательной области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

  1. Объяснение;
  2. Напоминание,
  3. Пояснение;
  4. Беседа;
  5. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром;
  6. Рассматривание иллюстраций и картин;
  7. Рассказ воспитателя;
  8. Экскурсии;
  9. Выставки;
  10. Чтение произведений;
  11. Дидактические игры;
  12. Художественное слово;
  13. Повторение;
  14. Коммуникативные тренинги;
  15. Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
  16. Речевые задания и упражнения;
  17. Артикуляционная гимнастика;
  18. Игры-драматизации;
  19. Показ театров;
  20. Проектная деятельность;
  21. Экспериментирование;
  22. Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций;

Материально-технические (пространственные) условия организации образовательной области :

  1. Театрально-музыкальный уголок
  2. Дидактические материалы;
  3. Книжный уголок « В гостях у сказки»

Технические  средства:

1.      Магнитофон;

  1. CD и аудио – материал, видео- презентации

Наглядно – образный материал:

  1. Иллюстрации и репродукции;
  2. Наглядно - дидактический материал;
  3. Игровые атрибуты;
  4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  5. Стихи, загадки;

Формы организации образовательной области«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

  1. Занятие по развитию речи (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
  2. Индивидуальная работа с ребенком;
  3. Коллективные работы;
  4. Совместные работы 2 – 3 детей;
  5. Тематические занятия;
  6. Пальчиковая гимнастика;
  7. Дидактические игры;
  8. Физминутки;
  9. Интегрированная деятельность;
  10. Сюрпризные моменты.
  11. Досуги, праздники
  12. Вечера поэзии

Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

Сказка влияет на формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать ихкоммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов.

Классификация сказок

Мир сказки чрезвычайно пестр, разнообразен и подвижен. Классификация важна не только потому, что вносит в пестрый мир сказки порядок и систему. Она имеет и чисто познавательное значение. Объединение в один разряд гетерономных явлений ведет к дальнейшим ошибкам. Поэтому надо стремиться к правильному объединению однородных сказочных образований. Разные виды сказки различаются не только внешними признаками, характером сюжетов, героев, поэтикой, идеологией и т.д., они могут оказаться совершенно различными и по своему происхождению и истории и требовать различных приемов изучения.:

1.сказки о животных;

2. сказки о людях:

3.волшебные;

В большинстве случаев понятие волшебной сказки определяется через ее сюжеты и мотивы.Волшебную сказку надо определять, используя не расплывчатое понятие волшебности, а присущие ей закономерности. Закономерность начинается там, где есть повторяемость. Волшебная сказка действительно обладает какой-то специфической повторяемостью и при всем разнообразии обладает единообразием.

Итоги  деятельности педагога:

ООД Коммуникация. Дети рассказывают о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки. Умеют составлять сказки по сюжетным  картинкам и пересказывать с  опорой на  схемы и иллюстрации.

ОО Чтение художественной литературы.Дети могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Рассматривают иллюстрированные издания детских книг, проявляют интерес к ним. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).