Консультация Власовой И.Т.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГБОУ д/с № 2526
ООД «Коммуникация. Чтение художественной литературы» по теме:
«Сказки как средство развития связной речи детей 5-6 лет»
С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.
Мы
считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности,
следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.
В работе я использовала следующие приемы организации образовательной области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
- Объяснение;
- Напоминание,
- Пояснение;
- Беседа;
- Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром;
- Рассматривание иллюстраций и картин;
- Рассказ воспитателя;
- Экскурсии;
- Выставки;
- Чтение произведений;
- Дидактические игры;
- Художественное слово;
- Повторение;
- Коммуникативные тренинги;
- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- Речевые задания и упражнения;
- Артикуляционная гимнастика;
- Игры-драматизации;
- Показ театров;
- Проектная деятельность;
- Экспериментирование;
- Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций;
Материально-технические (пространственные) условия организации образовательной области :
- Театрально-музыкальный уголок
- Дидактические материалы;
- Книжный уголок « В гостях у сказки»
Технические средства:
1. Магнитофон;
- CD и аудио – материал, видео- презентации
Наглядно – образный материал:
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно - дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Стихи, загадки;
Формы организации образовательной области«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
- Занятие по развитию речи (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Совместные работы 2 – 3 детей;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физминутки;
- Интегрированная деятельность;
- Сюрпризные моменты.
- Досуги, праздники
- Вечера поэзии
Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творчества, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции являются главным регулятором деятельности ребенка. Его интеллект еще очень слаб, он не готов еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри. Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Сказка влияет на формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать ихкоммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов.
Классификация сказок
Мир сказки чрезвычайно пестр, разнообразен и подвижен. Классификация важна не только потому, что вносит в пестрый мир сказки порядок и систему. Она имеет и чисто познавательное значение. Объединение в один разряд гетерономных явлений ведет к дальнейшим ошибкам. Поэтому надо стремиться к правильному объединению однородных сказочных образований. Разные виды сказки различаются не только внешними признаками, характером сюжетов, героев, поэтикой, идеологией и т.д., они могут оказаться совершенно различными и по своему происхождению и истории и требовать различных приемов изучения.:
1.сказки о животных;
2. сказки о людях:
3.волшебные;
В большинстве случаев понятие волшебной сказки определяется через ее сюжеты и мотивы.Волшебную сказку надо определять, используя не расплывчатое понятие волшебности, а присущие ей закономерности. Закономерность начинается там, где есть повторяемость. Волшебная сказка действительно обладает какой-то специфической повторяемостью и при всем разнообразии обладает единообразием.
Итоги деятельности педагога:
ООД Коммуникация. Дети рассказывают о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки. Умеют составлять сказки по сюжетным картинкам и пересказывать с опорой на схемы и иллюстрации.
ОО Чтение художественной литературы.Дети могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Рассматривают иллюстрированные издания детских книг, проявляют интерес к ним. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).