Пятница, 19.04.2024, 16:22
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Ноябрь » 8 » Проект "ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ" в средней группе "Фантазеры" из цикла "Наш дом - Россия"
10:26
Проект "ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ" в средней группе "Фантазеры" из цикла "Наш дом - Россия"

Мои воспитанники группы "Фантазеры" приняли участие в творческом краткосрочном проекте"ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ" 

 (в рамках образовательной деятельности из цикла "Наш дом - Россия").

Сроки проведения: с 5 по 9 ноября 2014 года.

Актуальность проекта. Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.

       Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.

       Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

       В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

      В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Цель: Формирование у детей 4-5 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Задачи:

  1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
  2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
  3. Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.
  4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение  к культуре своего народа.

 

                               Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

 

  • дидактические игры  «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
  • народные подвижные игры, хороводные игры
  • сюжетно-ролевая игра «Семья».
  • Познавательное развитие:

  • рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
  • занятие «Путешествие в прошлое куклы»;
  • обследование игрушек, составление описательных рассказов.
  • Конструирование, изобразительная деятельность:

  • Рисование «Раскрась матрешку»;
  • лепка дымковской игрушки;
  • раскрашивание дымковской игрушки;
  • изготовление куклы Пеленашки;
  • изготовление куколок из ниток;
  • создание детьми своих игрушек из разных материалов.
  • Развитие речи:

  • заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
  • составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
  • беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке         
  •         Формы и методы работы с родителями:
  • Беседы с родителями о важности данной проблемы.
  • Оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла».

                                Список   средств   обучения

1.                Технические средства обучения  - магнитофон, DVD, теле- и видеоаппаратура.

2.                Учебно-наглядные пособия  - схемы, модели.

3.                Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.

                               Используемый ресурс:

                            Методическая   литература

·        Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

·        О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

·        Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

·        А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009

·        И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

         И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

  • Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
  • Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
  • И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
  • Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
  • Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
  • Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru
  •   «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» .Любовь Юкина.  АСТ-Пресс  2001 г.          

                                Художественная  литература

·        Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

·        Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»

·        Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»

·        Стихи о матрешке, куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков

                        ЧТО  ДЕТИ  УЗНАЛИ  О  ТРЯПИЧНЫХ  КУКЛАХ?

         1) КУКЛА (СТОЛБУШКА или   КУКЛА-ЗАКРУТКА), обережная. 

В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!

 

                                    2) КУКЛА-КУВАДКА, обережная

В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. Куклы использовались для семейных и общественных обрядов. Ритуальную куклу, на которую заговорено заклинание тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место, ставили в красный угол. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе доброе начало, охраняли от темных сил, ссор, болезней.

       У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.

В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на этих маленьких  куколок и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца
      Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.

                                        3)  КУКЛА - БАБОЧКА

Загадка о лоскутной куколке

Вот возьму я палочку,
Замотаю в тряпочку,
В лоскуточки наряжу,
Сверху бантик повяжу.
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.
                             (В. Шипунова)      

Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких районах Тульской губернии.Куклу «Бабочка» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Куклу укладывали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она оберегала это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним во время сна и в первых играх. Эту игровую куклу могли изготовить своими руками даже самые маленькие дети. Как правило, делают «Бабочку» из однотонной ткани, но при желании цветовое решение может быть более сложным. При этом важно учитывать символику цвета: красный - это знак солнца, огня, плодородия, символ праздника и синоним красоты; желтый - божественный цвет, символ тепла, младенчества; зеленый - здоровье, молодость; синий - высокие помыслы и дар общения.

4) Кукла Пеленашка

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

 

                                           5) КУКЛА-КОЛОКОЛЬЧИК

Обережную куклу добрых вестей Колокольчик еще называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы — Валдай.

Кукла проста в изготовлении, и обережная суть её всем понятна: приносить в дом радость и хорошее настроение. Колокольчик несёт в себе закон гармонии. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Звонкий колокольчик напоминает о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками.
Даря куклу Колокольчик мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

                    6) КУКЛА  ИГРОВАЯ «ЗАЙЧИК НА  ПАЛЬЧИК»

Потешка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка - прыг - и убежал"

Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Словами «заинька», «зай», «зайко» русские люди в разговоре с детьми называли огонь. Связь с огнем обусловлена необыкновенной прыткостью зайца. Есть и загадка про зайца-огня: » Он и бегает, как огонь». Колеблющееся на стене отражение лучей солнца от воды или зеркала называют игрой солнечных зайчиков.

                                     7) Игровая  КУКОЛКА-УТЕШНИЦА

       Это калужская игровая куколка, размер – примерно с ладонь. Делается она очень просто. Почему её называют Утешницей? С маленьким сорванцом во время игр на улице могли произойти всякие неприятности. Мать или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть.

Есть и другое предположение относительно назначения Утешницы. Бытовали так называемые куколки для подружки. Девочка делала такую куколку либо для своей подружки, либо для того, чтобы познакомиться и подружиться с незнакомой девочкой.

                                 8) Калужская КУКЛА-КУКЛАК , бойцовая

В народной традиции были куклы и для мальчиков – бойцовые куклы. Они помогали мальчишкам лучше владеть своим телом. Помогали готовить воинов. Давали желанную возможность поиграть в кулачные бои, пока сил для настоящих мало.Такими куклами мальчишки могли устраивать бои между собой, крутя палочку между ладонями. Могли похваляться своей удалью через куклу.

                                           9)  Семейная кукла

Семейная кукла - символ преемственности поколений, родительской заботы и любви.

10)  Куклы на рогатине    ( или Кукла Роща, Мировое Древо)

Мировое дерево символизирует единство мира (крона – Небеса, ствол – Мир живых людей, корни – Подземное царство). Это своеобразная модель Вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Образ Древа очень часто встречается в вышивке.

Кукла "Мировое древо", как и многие другие обереговые и обрядовые куклы, изготавливается без использования иголки, чтобы счастье не зашить. Мировое Древо украшало свадебный пирог, середину которого с куклой-оберегом получали молодые. Важно следить, чтобы куколки не отвернулись друг от друга (не любы будут друг другу), а смотрели глаза в глаза. После свадьбы Мировое древо занимало почётное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

                                        11)  Вепская кукла-КОРМИЛКА

                                                    (капустка, рванка)

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.

Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. 
Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Вепская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же надергивают нити для путанки (моток из обрывков нитей или клок пеньковой или льняной кудели) и связывания деталей куклы. Потребуется лоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки нитей.

 

 

Просмотров: 2041 | Добавил: irinavl | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: