День первый.
Творческая презентация

Опытные методисты мне не раз говорили, что на профессиональных педагогических конкурсах участник либо увлекается теорией, либо говорит исключительно о своей деятельности и не может даже толком ответить на вопрос, чью программу или методику использует. Наверное, это действительно так, и жюри всегда ищет золотую середину. Но мне, как журналисту, интереснее слушать тех педагогов, которые рассказывают о конкретных идеях, которые они используют каждый день. «Дети любят мои занятия, бегут на них с удовольствием, стоит мне появиться в группе, и они просят с ними позаниматься снова. Я даже боюсь лишний раз в группе появляться», - улыбаясь, признается логопед новоторъяльского детского сада №3 Республики Марий Эл. Ясное дело, детям интересно общаться с Юлией Леонидовной, ведь на логотренингах они играют, а речевые упражнения похожи на сказки, вот и язычок, который надо научить хорошо говорить, - это тоже сказочный персонаж.
Очень мне понравилась позиция Марины Соромотиной, музыкального руководителя детского сада №44 города Краснокамска Пермского края. Она уверена, что музицировать могут все, и тщательно формирует аудиальную культуру и детей, и их родителей. «Пусть музыкантами они не станут, но будут понимать музыку», - говорит Марина Алексеевна. Дети слушают народные песни, классические произведения, современные мелодии.
В детский сад комбинированного вида №452 Нижнего Новгорода, где работает Ольга Груздева, каждый день приходят ребятишки с ДЦП. Воспитательница старается помочь им всеми силами социально адаптироваться, повысить самооценку, она верит, что их путь будет успешным, и тому есть подтверждение - выпускники, которые часто заходят в гости и благодарят.
Очень хорошо было видно, что отношение жюри к конкурсантам совсем не зависит от специальности - воспитатель изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре или педагог дополнительного образования. И от стажа работы не зависит. И от образования. Между прочим, в десятку вошло немало воспитателей, которые окончили непедагогические вузы, а в детский сад пришли вслед за своими детьми. А от чего зависит? Конечно, в первую очередь от того, как воспитатели покажут себя с детьми.

День второй.
Педагогическое мероприятие с детьми

Итак, на следующий день семь групп участников конкурса и жюри разъехались по детским садам Москвы. Задача для воспитателей со всей страны - показать педагогическое мероприятие с ребятишками, которые вряд ли осознают, в каком важном состязании они принимают участие. Дети хотят играть! Высший пилотаж на конкурсе, когда структура урока выверена, учтены положения ФГОС, педагогические, психологические требования, возраст детей и еще тысяча нюансов. А дети обо всем этом даже не догадываются. Им весело.
Весело было делать соль цветной с помощью мела, натертого на терке, а потом выкладывать слоями в баночки, такое занятие на острове Хорошего Настроения придумала для ребят из подготовительной группы Наталья Загер, воспитатель детского сада №18 Санкт-Петербурга.
Весело было мыть куклу, изображающую младенца, которого по старинной русской традиции впервые купают в ушате, куда кладут монетки, чтобы ребенок был богат, и хлебные зернышки, чтобы был всегда сыт. К русским семейным традициям малышей приобщала воспитатель детского сада №4 «Подснежник» города Домодедово Московской области Виктория Колесникова.
Весело было отправиться в воображаемое путешествие с воспитателем детского сада комбинированного вида №53 Магадана Анастасией Крупской с весьма важной целью - спасти из плена Снежной королевы мальчика Тимура! А воспитательница то в Цветочную фею превратится, то в Разбойницу, то в эвенку Чину, то в саму Снежную королеву. У детей глаза сверкали настоящим, неподдельным интересом!
Я увидела только восемь мероприятий, потому что попала только в один из детских садов, где проходил конкурс, - московский детский сад №1104 Троицкого и Новомосковского административного округа, очень уютный, принимали нас на самом высшем уровне!
А еще в нашей группе участников был единственный на конкурсе мужчина. В прошлом году, когда на всероссийский финал приехали аж трое мужчин, я убедилась, что принадлежность к сильному полу шансы на победу не повышает, двое конкурсантов даже в десятку не вошли... А вот в этом году, увидев мероприятие воспитателя из Новоуральска Свердловской области Олега Скотникова, посвященное треугольникам, была уверена, что хотя бы переход в следующий тур ему обеспечен. Хотя не так много было у него шансов, ведь рейтинг у конкурсантов общий.

День третий.
Мастер-классы

Мои ожидания сбылись. В десятку лауреатов вошли: Евгения Бескоровайная (Краснодарский край), Ирина Власова (Москва), Наталья Загер (Санкт-Петербург), Оксана Морозова (Красноярск), Татьяна Рослякова (Ненецкий автономный округ), Елена Савельева (Мурманск), Елена Сазонова (Ханты-Мансийский автономный округ), Олег Скотников (Свердловская область), Светлана Солодова (Челябинск), Шолбан Хомушку (Республика Тыва).
Не знаю, как там выстроился рейтинг у Большого жюри, которое возглавляла депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по образованию Марина Назарова и в которое вошла первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, но могу сказать, какие мастер-классы произвели особое впечатление на меня.
Ребенком почувствовала себя на мастер-классе Олега Скотникова. Было невероятно интересно попасть в страну Колобколандию, искать сказочных героев, двигаясь по клеткам вверх, вниз, вбок, наискосок, отправляться в гости к ежику и зайчику на сказочном транспорте. Оказывается, умение ориентироваться в пространстве благотворно влияет на речь.
Удивила Ирина Власова, и не только меня. Весь зал как завороженный смотрел, как она рисует красками... на воде! Это было как чудо - на воду падают капли, затем с помощью спицы легким движением превращаются в цветы, листья, узоры. Нетрадиционная техника рисования с красивым названием эбру позволяет еще и закрепить эту на первый взгляд эфемерную красоту - рисунок переносится на бумагу.
В самом конце насыщенного конкурсного дня мой организм привела в состояние гармонии Светлана Солодова. Ее мастер-класс был посвящен развитию чувства ритма. Вы знаете, что ритм - это ключ ко всему? От него зависит состояние моторики, эмоциональной сферы ребенка. Развивать ритм помогает пособие «ритмические шахматы», сделанное вручную из планшета, лески и пуговиц. Когда весь зал, наученный Светланой, ритмично исполнил мелодию, стало понятно, что перед нами настоящий педагог...

День четвертый.
Круглый стол

Круглому столу стоило бы посвятить побольше газетной площади, потому что обсуждали учителя с ведущим самый широкий круг тем - и новый Закон «Об образовании в РФ», и ФГОС дошкольного образования, и взаимоотношения с родителями, и впечатления от конкурса... Очень интересные вопросы придумала для десятки заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ольга Максимович. На этом испытании в качестве ведущего привыкли видеть нашего главного редактора Петра Положевца. В этом году обстоятельства не позволили ему вести круглый стол. Однако Ольга Николаевна достойно поддержала традицию!
Очень оживил разговор вопрос о детях, которые доводили воспитателей или, наоборот, запомнились как самые трогательные, милые. Оказалось, у абсолютного большинства звезд «Воспитателя года-2013» был опыт работы с «трудными» детьми. Но часто оказывалось, что эти ребята несут проблемы из семей - многодетных, неполных, где есть только бабушка, или недружных и так далее... Олег Скотников вспомнил трогательную просьбу девочки, которую воспитывала одна мама: «Будь моим папой!» А Елена Савельева целую портретную галерею разных типов детей вывела: «клоун», «актриса», «депутат, «гений». И к каждому нужен особый подход.

День пятый.
Подведение итогов

К чести организаторов, на закрытии конкурса не было никаких скучных речей. Выступили учредители «Воспитателя года», но неформально, тепло, коротко и ясно. Церемония была полна музыки, танцев, старинных фотографий, которые проецировались на стену концертного зала правительства Москвы. Было много детей. Они пели, танцевали, играли сценку из спектакля, старательно озвучивали факты из истории дошкольного образования, которому исполнилось 150 лет (отсчет историки предлагают начинать то с 1857-го, то с 1859-го, то с 1863-го, то с 1871 года, когда в Санкт-Петербурге было основано Общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста).
Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк сказала: «В нашей армии дошколят более шести миллионов детишек, около полумиллиона воспитателей. И сегодняшний конкурс не просто конкурс профессионального мастерства, но место, где вы можете обменяться идеями, показать самые лучшие ваши достижения. Позвольте вас искренне поблагодарить за ваш труд и пожелать вам дальнейших успехов».
Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова обратилась к конкурсантам как к друзьям: «Организаторы конкурса мне сказали, что у вас удивительная группа. Вы настолько благожелательны, дружелюбны, я уже не говорю о вашем мастерстве... Вы действительно прекрасны. Нам бы очень хотелось, чтобы таких, как вы, было как можно больше!»
Имя обладателя Хрустальной жемчужины 2013 года было объявлено при аплодисментах: «Воспитатель детского сада №37 «Лесная сказка» города Новоуральска Свердловской области Олег Скотников!»

Оксана РОДИОНОВА, фото автора