С
октября 2012 года мне представилась возможность участвовать в Московском
городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и
общественного признания «Педагог года Москвы-2013». Что замечательно,
впервые этот конкурс проходил в новом формате и предполагал участие в
нем педагогов девяти номинаций - «Учитель года», «Сердце, отданное
детям», «Педагог-психолог», «Педагог дополнительного образования»,
«Молодой педагог вуза», «Самый классный классный», «Воспитатель года»,
«Мастер производственного обучения», «Педагогический дебют». Признаюсь
честно, у меня были тревога и волнение по поводу того, смогу ли проявить
свои профессиональные и личностные качества, соревнуясь с педагогами
других специальностей? Но интерес и любопытство взяли свое, я решила
попробовать.
В ходе поиска я выбрала методическую тему
«Интегрированные идеи в изобразительной деятельности как средство
развития детей дошкольного возраста». Придумать визитку о профессии и
провести мастер-класс для педагогов мне помогли обучающие семинары,
организованные для участников конкурса «Педагог года Москвы-2013» в Доме
учителя. Особенно запомнились мне психологические тренинги под
руководством доктора психологических наук лауреата Премии Правительства
РФ в области образования за 1998 год Витольда Ясвина. Он нам помог снять
напряжение конкурса и придать ему атмосферу доброжелательных отношений.
Мне безумно понравился мастер-класс «На качелях, или Дыхание космоса в
ванной» учителя физики лауреата профессионального конкурса «Учитель года
Москвы-2009» Юрия Бобринева, за двадцать минут он удивил нас своими
идеями, простотой используемых им методов и приемов, показывая, как
доступно можно объяснить детям сложные вещи, как можно педагогу творить
чудеса. Восхищаюсь его мастерством и человеческими качествами. Считаю,
что ради знакомства с такими замечательными людьми стоит участвовать в
конкурсах.
Итак, мы, 32 участника заключительных испытаний конкурса, в
течение недели выполняли творческие задания в Поведниках, получили
возможность познакомиться с мэтрами образования, председателем Большого
жюри конкурса, ректором Российского университета дружбы народов
Владимиром Филипповым, а также с членами Большого жюри, в состав
которого входили известные педагоги, директора школ, представители
общественных организаций, победители конкурсов прошлых лет.
Участники
конкурса «Педагог года Москвы-2013» мне сразу понравились: такие
жизнерадостные, позитивные, доброжелательные. Мы с удовольствием
общались, делились педагогическими находками, в ходе мастер-классов
старались приободрить друг друга словом, поддержать, участвуя в
фокус-группах. В общем, к концу нашего соревнования мы не чувствовали
себя соперниками, наоборот, подружились и поддерживаем отношения по сей
день.
Что приятно, все финалисты были поощрены учредителем конкурса -
Департаментом образования - международной стажировкой в ведущих
зарубежных образовательных учреждениях Европы - поездкой в Берлин и
Вену. Организаторы сделали все возможное, чтобы за достаточно короткий
срок пребывания российские педагоги ознакомились с системой образования в
европейских странах, особенностями школьного и высшего образования,
уровнем информационного обеспечения, а также культурой этих стран.
Образовательные и культурные поездки, подобные этой, Департамент
образования организует не впервые, они уже стали доброй традицией для
победителей - педагогов Москвы и проводятся не первый год. За это время
педагоги - лауреаты и призеры конкурса - смогли побывать не только в
Австрии и Германии, но и в других странах. Для меня посещение Берлина и
Вены стало достойным завершением конкурса педагогического мастерства и
общественного признания в Москве.
Хочу поблагодарить Департамент
образования и Дом учителя за то, что в финале конкурса «Педагог
года-2013» взаимодействовал и укрепился ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ПЕДАГОГОВ:
учителей, психологов, воспитателей. Спасибо за предоставленную
возможность общаться с интересными людьми, повысить свой культурный
уровень, за сравнительно небольшой отрезок времени мы сдружились,
объединились, наметили планы для дальнейшего сотрудничества, а это и
есть задачи нашей профессиональной работы. Хочу выразить благодарность
президенту некоммерческого партнерства «Столичный учитель» Лукутину
Андрею Владимировичу за хорошую организацию и подготовку московских
конкурсантов.
С 11 по 15 ноября 2013 года в городе Московский (ТиНАО)
состоялось замечательное мероприятие - 4-й Всероссийский
профессиональный конкурс «Воспитатель года России-2013». В этом конкурсе
приняли участие работники дошкольных образовательных организаций из 60
регионов всех федеральных округов Российской Федерации: 48 воспитателей,
3 музыкальных руководителя, 3 учителя-логопеда, 2 педагога
дополнительного образования, 2 педагога-психолога, 2 инструктора по
физической культуре, причем большинство участников конкурса -
представительницы прекрасного пола, и единственный - мужчина.
Хочу
откровенно признаться для всех будущих конкурсантов, что выступать на
мероприятии такого масштаба, конечно же, непросто. Это непривычная
работа для воспитателя, который ежедневно работает с детьми дошкольного
возраста, непросто было представить свой педагогический опыт перед
членами жюри, аудиторией слушателей, заинтересовать и обосновать
одновременно. Пришлось набраться терпения и реализовать себя не только в
качестве педагога, побыть немного артистом, чуть-чуть оратором. Это
было достаточно трудно, но интересно, почетно и радостно! По крайней
мере мы имели возможность узнать много нового для себя, ознакомиться с
разнообразными педагогическими идеями, находками, методиками, были уже
не воспитателями, а исследователями, писателями, дизайнерами!
На
конкурсе я выбрала педагогическую тему «Развитие творческого мышления
дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Она близка мне,
интересна и таит в себе колоссальный запас для дальнейшего развития
личности. На примере творческой презентации «От кляксы к творчеству!»
мне хотелось показать разнообразие нетрадиционных техник и их значение
для ребенка. В ходе мастер-класса с коллегами я ознакомила их с новой
нетрадиционной техникой рисования на... воде. Она называется красивым
завораживающим словом «эбру». А воспитанники детского сада №1701
порадовали меня и членов жюри своими работами в ходе интегрированного
занятия «Путешествие в Страну красок».
Самые лучшие слова хочу
посвятить коллегам - воспитателям, приехавшим на конкурс из самых разных
регионов. Это настоящие профессионалы своего дела, любящие свою работу,
дарящие детям радость и кусочек счастья. Они привезли столько
разнообразного материала, красочной наглядности для проведения
мероприятия с детьми, идей и предложений, что стоит только гордиться,
что в дошкольном образовании работают такие образованные, эрудированные,
интересные мои коллеги-единомышленники!
Необходимо отметить
эмоциональную поддержку и понимание членов жюри. Нас не просто оценивали
и «жюрили», но и направляли; не только задавали вопросы, но и
подсказывали, сопереживали. Наша группа №7 благодарна председателю жюри
профессору Московского гуманитарного педагогического института, автору
программы для дошкольников «Наш дом - природа» Наталье Рыжовой за
позитивное сотрудничество.
От себя лично хочу поблагодарить за
поддержку и помощь коллег своего дошкольного структурного подразделения
«Успех» гимназии №140, особенно старшего воспитателя Наталью Владимирову
за бесценные консультации во время подготовки к конкурсу, сотрудников
Московского института развития образования Ларису Парамонову,
сотрудников Дома учителя; а также команду финалистов конкурса «Педагог
года Москвы-2013».
Закончился мой педагогический марафон длиною в
год. Многие из моих знакомых спрашивают, чем он больше всего мне
запомнился? Эмоции до сих пор переполняют меня: это и радость, и
гордость, и ответственность, целый разноцветный фейерверк эмоций. Я
никак не могла выразить свое внутреннее ощущение от конкурса одним
словом. Но прошло немного времени, и я смогла найти ответ на вопрос: что
такое для меня конкурс? Конкурс - это СЧАСТЬЕ! Счастье - попробовать
свои силы, счастье получить признание от коллег, родителей, детей. Я
хочу пожелать каждому педагогу испытать такие счастливые минуты в своей
жизни, в своей профессии! А конкурс мой не закончился,
его история будет
продолжаться и дальше, но... уже в послеконкурсном движении!